Ереванская газета "Новое время". опубликовала материал, в котором излагаются тезисы исследования израильского автора Михаила Маковецкого, утверждающего, что "алавиты - потомки киликийских армян, населения армянского Киликийского царства, существовавшего на северо-восточных берегах Средиземного моря с 1080 по 1375 гг". В данном контексте интересно будет напомнить о визите Башара Асада в Армению в июне 2006 года.

Как отмечает "Новое время", противники Башара Асада распространяют множество провокационных слухов относительно "алавитского режима". При этом самые невинные штампы и ярлыки в адрес алавитов - сектанты, демонопоклонники, не мусульмане. Лозунг радикального салафитского шейха Араура "Алавитов - в могилу!", к сожалению, имеет немало сторонников в сегодняшней Сирии. Между тем, специалисты до сих пор не пришли к окончательному выводу относительно происхождения алавитов. Михаил Маковецкий утверждает, что алавиты - потомки киликийских армян, населения армянского Киликийского царства, существовавшего на северо-восточных берегах Средиземного моря с 1080 по 1375 гг., пишет армянское издание.

"Уцелевшее в горных районах нынешней северо-западной Сирии и южной Турции население в какой-то степени сохранило свою изначальную религию, которая претерпела лишь ограниченное воздействие ислама. В настоящее время большинство алавитов проживает в Сирии (около 2-х млн, по различным оценкам - от 11% до 15% населения страны), прежде всего - в районе Латакии-Тартуса. Это горные районы, очень напоминающие территорию Армении. Алавиты также компактно расселены в районах Хамы и Хомса. В Турции алавиты проживают главным образом в так называемой сирийской части страны (в районе Александретты). Есть несколько тысяч алавитов и в Ливане и на Голланских высотах, принадлежавших Сирии, но ныне находящихся под юрисдикцией Израиля", отмечается в публикации.

"После распада Османской Империи в рамках французского мандата с 1922 г. по 1936 г. существовало государство алавитов. Оно включало два бывших санджака - Латакийский (области Латакия, Джебле, Банияс, Масьяф, Хафера) и Туртусский (области Тартус, Сафита, Телль-Калях). Кроме 176 тыс. алавитов, на территории этого государственного образования проживали 52 тыс. суннитов, 44,5 тыс. христиан, 4,5 тыс. исмаилитов. С 1930 г. алавитское государство имело и свою конституцию. 5 декабря 1936 г. алавитское государство было присоединено к Сирии в соответствии с указом N 274 французских властей. Французы настояли на сохранении административной и финансовой самостоятельности за районом Латакии, который окончательно вошел в состав Сирийской Республики в апреле 1946 г.", пишет "Новое время".

"Сирийские алавиты, опасавшиеся попасть под власть мусульман-суннитов, начали, во-первых, декларировать принадлежность алавизма к исламу (первая такая декларация была сделана в июле 1936 г.), а во-вторых - упорно стремиться к занятию престижных постов в Сирии, что им и удалось в 1971 г., когда алавит Хафез Асад стал президентом Сирии. Это вызвало негодование суннитов, указывавших, что по конституции президентом Сирии может быть только мусульманин. В ответ на это в 1973 г. в Сирии было осуществлено официальное признание алавитов мусульманами (шиитами). Хотя, с точки зрения теологии, с таким же успехом их можно признать и христианами. Алавиты отвергают обрядовые и моральные запреты ислама; обожествляют Иисуса, признают христианских апостолов, некоторых святых и мучеников, в дни почитаемых христианских святых называют себя их именами, справляют христианские праздники (Рождество, Пасху). В то же время главная священная книга алавитов "Китаб аль-Маджму" содержит 16 сур и по форме является явным подражанием Корану. В религиозной доктрине алавитов остаточный исмаилитский ислам сочетается с элементами древневосточных астральных культов и христианства. Алавиты почитают солнце, луну, верят в переселение душ, отмечают ряд христианских праздников, носят христианские имена. Алавиты верят также в божественную троицу, к ликам которой они относят имама Али, пророка Мухаммеда и Салмана аль-Фарси (один из сподвижников Мухаммеда). За пределами Сирии алавитов не признают мусульманами, но в Сирии они считаются субобщиной шиитов, так как, согласно сирийской конституции, президентом страны может быть только мусульманин, и признание алавитов мусульманами открывает им дорогу к власти. Вся сирийская элита, включая президента Асада - алавиты.... Процесс постепенного сближения алавитов с шиитами-имамитами (или шиитами-двунадесятниками), составляющими подавляющее большинство шиитов в мире, был инициирован Хафезом Асадом и продолжен его сыном Башаром Асадом. В алавитских селениях стали строить мечети, алавитов побуждали к соблюдению поста рамадан и других мусульманских обрядов. Хотя этой политике шиитизации алавиты сопротивлялись как могли.... А те армяне, которые сохранили свою религию, остались армянами. Сейчас алавиты и армяне - это два различных народа. Тем более что в настоящее время и языки у них разные. На захваченных территориях арабы всегда принуждали покоренное население переходить на арабский язык. Так что и алавиты перешли с армянского на арабский", утверждает Михаил Маковецкий.