В проекте строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан не рассчитывается схема "ресурсы взамен инвестиций". Об этом сообщил заместитель министра транспорта и коммуникации республики Шералы Абдылдаев на заседании парламентского комитета по развитию отраслей экономики сегодня, 6 марта.

"На сегодняшний день по проекту строительства железнодорожного полотна, соединяющего север республики с югом, а также дающий выход в Китай, рассматривается возможность заключения концессионного соглашения или получение льготного кредита", - цитирует Абдылдаева КирТАГ. Как рассказал замминистра, планируется создание киргизско-китайского предприятия, которое соорудит дорогу за собственный счёт.

Генеральный директор госпредприятия "Кыргыз темир жолу" ["Киргизские железные дороги"] Аргынбек Малабаев при этом сообщил, что в настоящее время ведутся переговоры с Всемирным банком по вопросу выделения средств для разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) и генерального проекта стоимостью 6 млн долларов. Разработкой же ТЭО намерена заняться компания China Road.

В настоящее время в переговорном процессе по проекту строительства железной дороги с китайской стороной нерешёнными остаются вопросы ширины колеи (Киргизия настаивает на ширине 1.521 миллиметр в противовес предложенной в 1.435 миллиметров) и финансирования.

Вместе с тем отметим, что ранее решить вопрос финансирования предлагалось за счёт привлечения долгосрочного льготного кредита по схеме "ресурсы взамен инвестиций". Китаю на рассмотрение были переданы материалы по четырём золоторудным месторождениям ("Талды-Булак Левобережный", "Терек", "Тереккан", "Перевальное"), которые были зарезервированы распоряжением киргизского правительства ещё в 2009 году как раз для финансирования данного проекта.

Как сообщало ИА REGNUM, правительство Киргизии выступило с предложением построить железную дорогу Китай - Киргизия - Узбекистан совместно с Китаем, предложившим схему "ресурсы взамен инвестиций", и отдать ему железорудное месторождение "Жетим-Тоо", алюминиевое "Сандык", а также золоторудное "Терек-Сай". Кроме того, в проект Китая не входит строительство ветки "Балыкчи - Кара-Кече", которая нужна Киргизии для перевозки добываемого на месторождении "Кара-Кече" угля.

Накануне, 5 марта, на заседании парламентской фракции "Ар-Намыс" депутат Кожобек Рыспаев заявил, что "нельзя отдавать месторождение взамен инвестиций, потому что народ не согласится". "Если китайцы думают, что действительно отдадут, то надо понять, что парламент тоже не согласится", - процитировало парламентария интернет-издание Tazabek. В результате фракция выступила против строительства железной дороги Китай - Киргизия - Узбекистан Китаем, одобрив проект сооружения полотна киргизско-немецкой компанией "Темир Роял". По словам президента компании Нурлана Курманбекова, инвесторы просят эксклюзивное право на строительство железной дороги и освобождения на 10 лет от налогов. Преимуществом перед возможными другими проектами является отказ от правительственных гарантий и внедрение при строительстве европейских технологий. При этом данный проект не требует никаких вложений со стороны Киргизии, все расходы берет на себя немецкая сторона. Стоимость проекта составит 2 млрд евро.

Отметим, что президент Киргизии Алмазбек Атамбаев 29 февраля в интервью местным телеканалам заявил, что также против предложенной Китаем схемы.