Борьба с мелкими религиозными организациями в Казахстане принесла создателям соответствующего закона первые плоды. Формализация привела к тому, что количество религиозных объединений по одним только данным зарубежных правозащитных организаций сократилось сразу на 13%. Событие по всем параметрам можно обозначить, как очевидную победу религиозного ведомства: ведь перестали существовать религиозные структуры, насчитывающие менее 50 членов, то есть, по версии властей, в основном, секты. Всем остальным предписано упорядочить организационную структуру: ее теперь будут проверять с особой тщательностью. При этом любопытно, что важную победу агентства по делам религий информационное поле республики встретило почти что бойкотом. Высказались по этому поводу в буквальном смысле пара изданий: подконтрольная партии власти газета и портал, уделяющий большое внимание вопросам прав человека. Все остальные - в публичную полемику предпочли не ввязываться. А обсудить было что.

Например, совершенно непонятно, для чего проводится это ни к чему не обязывающее "обрезание". Нет, с формальной точки зрения задачи религиозной реформы ясны, как Божий день: власть очевидным образом пытается взять под контроль нетрадиционные секты и мелкие группы верующих. В этом контексте укрупнение оставшихся организаций за счет закрытых представляется вполне логичным следствием реформаторской мысли. Дескать, немногочисленной пастве, оставшейся без духовной подпитки, все равно некуда будет деваться, что и приведет верующих в лоно "правильных" религиозных ценностей. Но не все так просто.

Кто может поручиться, что под действие нового закона попадут "нужные" организации? Не безобидные прихожане пенсионного возраста, а настоящие радикалы, представляющие немалую опасность для государства и общества? Да и вообще, на какие последствия рассчитывают авторы "антирелигиозного закона"? Можно ли с уверенностью сказать, что желание поставить на учет не закончится в итоге охотой на ведьм? А если и закончится - те ли "ведьмы" попадут в сети борцов за чистоту религии? Пока же с уверенностью можно сказать одно: истовые верующие вряд ли перестанут быть таковыми только потому что государству захотелось их "перекрасить". Скорее всего, запрет в этих кругах будет воспринят как очередное испытание со всеми вытекающими отсюда последствиями. Самое главное из которых - выпихнутые из правового поля многочисленные секты, церквушки и молитвенные дома будут осуществлять свою деятельность на нелегальной основе. Что, в свою очередь, всего лишь осложнит работу казахстанским спецслужбам.

"До перерегистрации они могут молиться у себя дома одни!"

С обширным интервью на страницах "Литера", газеты, входящей в холдинг "Нур-Медиа", принадлежащий партии власти "Нур Отан" ("Свет Отечества" - каз) отметился глава Агентства по делам религий Кайрат Лама Шариф, который убежден: новый закон позволит значительно "расчистить" религиозное поле.

"До принятия нового закона "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" малочисленные религиозные группы проходили учетную регистрацию в местных исполнительных органах. При этом достаточно было представить минимум необходимых документов. Малочисленные группы исламского толка создавались преимущественно на базе небольших культовых сооружений, как правило, частных мечетей и молельных домов. Нередко они действовали без какой-либо связи с Духовным управлением мусульман Казахстана. Протестантские группы, как правило, не имели культовых объектов, собирались в частных домах и квартирах и активно привлекали к своей деятельности миссионеров. Такие условия регистрации и деятельности указанных групп обусловили значительное увеличение числа различного рода нетрадиционных, не пользующихся широкой поддержкой населения, религиозных образований. Те привилегии, что были даны малочисленным религиозным группам, при прохождении процедуры регистрации позволяли одному лицу создавать несколько таких групп. К примеру, гражданин Г.А. зарегистрировал восемь малочисленных религиозных групп церкви евангельских христиан-баптистов в Костанайской области. И таких людей, возглавляющих более чем две малочисленные группы одновременно, мы насчитали свыше десяти. Данное положение дел привело к искусственному расширению и фрагментации религиозного поля", свидетельствовал Кайрат Лама Шариф.

Механизм исполнения нового закона приоткрывает казахская редакция радиостанции "Свобода". По данным издания, для большей эффективности Агентством по делам религий были привлечены департаменты внутренней политики местных администраций. Однако, журналисты выяснили, что даже участие государственных органов на местах не дает никаких гарантий того, что верующие не станут собираться подпольно. "По данным, полученным организацией "Форум-18" (Норвегия), департаменты агентства по делам религий в некоторых регионах привлекают акиматы к исполнению закона о религии. Так, в феврале департаменты агентства в Карагандинской и Акмолинской областях направили письма в департаменты внутренней политики всех районных акиматов с требованием изъять свидетельства о государственной регистрации у малочисленных религиозных объединений и вынести им предупреждение о том, чтобы те незамедлительно прекратили свою деятельность.

К примеру, в письме за подписью директора департамента агентства по делам религий в Акмолинской области Сауле Ибраевой говорится, что департаменты внутренней политики должны отменить регистрацию малочисленных религиозных групп и разъяснить лидерам этих общин, что они должны вернуть свидетельства о регистрации и немедленно прекратить свою деятельность. В Буландинском районе Акмолинской области районный департамент внутренней политики также вынуждает мечети нетрадиционного ислама, Церковь адвентистов седьмого дня и баптистские общины вернуть свои свидетельства о государственной регистрации.

Кулян Сейдахметова, директор департамента внутренней политики акимата Буландинского района, 21 февраля сказала "Форуму-18", что эти малочисленные группы "запрещены по новому закону о религии и не должны продолжать свою деятельность до тех пор, пока они не перерегистрируются как юридические лица". На вопрос, почему эти группы не могут продолжать свою деятельность, Кулян Сейдахметова ответила, что "таков закон, и эти общины должны ему подчиняться". На вопрос, что случится в случае несоблюдения этого требования, Кулян Сейдахметова сказала, что не может на него ответить, но "не рекомендует им это делать".

По словам сотрудников территориальных подразделений агентства по делам религий, такие действия основаны на новом законодательстве.

- У нас есть новый закон. И поскольку он не разрешает существование религиозных объединений с менее чем 50 участниками, они должны либо перерегистрироваться, либо прекратить свою деятельность как религиозное объединение, - говорит директор департамента АДР по Акмолинской области Сауле Ибраева.

Она также категорически исключила возможность того, что члены таких объединений могут продолжать собираться вместе, пока они готовят документы на перерегистрацию.

- До перерегистрации они могут молиться у себя дома одни. Зачем им собираться вместе? - говорит Сауле Ибраева.

На вопрос о том, как в таком случае христиане могут сами себе делать причастие или сами себе читать проповедь, Сауле Ибраева ответила:

- Таков закон, и все должны ему подчиняться. Это не Норвегия, это Казахстан. У нас свои законы.

Многие участники этих общин, однако, намерены продолжать собираться вместе для молитв, несмотря на угрозы.

- Мы советуем нашим общинам не сдавать свои свидетельства и продолжать богослужения. Тем не менее мы обеспокоены возможными наказаниями со стороны властей. Сейчас наши верующие боятся каждый раз, когда собираются на службу, - говорит Гаухар Алкеева, представитель Церкви "Грейс" в Карагандинской области.

По прежнему казахстанскому закону о религии, малочисленные религиозные группы имели возможность выбрать регистрацию в качестве юридического лица в органах юстиции либо упрощенный порядок регистрации в качестве малочисленной религиозной группы без образования юридического лица.

Несмотря на то, что новый закон обязывает все религиозные объединения пройти перерегистрацию до 25 октября и власти уже начали требовать немедленного прекращения их деятельности, правила того, как проводить перерегистрацию, до сих пор не приняты".

"Законы нередко противоречат Основному закону страны!"

"Марши несогласных" в Казахстане с огромной скоростью теряют свою актуальность. Протестного потенциала "гражданской" публики хватило всего на один большой митинг в Алма-Ате, в конце января 2012 года. Уже спустя месяц на площадь вышло в пять раз меньше "несогласных". Этот печальный для оппозиции итог - двести митингующих на площади Республики в Алма-Ате, самом "протестном" по результатам выборов, городе Казахстана, подавляющее большинство СМИ республики даже не стали освещать.

"Социальные сети не сработали" - заголовок аналитического еженедельника Central Asia Monitor - это еще один итог деятельности противников режима в интернете. Автор приводит нехитрую статистику: больше всего властей имущих нервировали заявления лидеров оппозиции, которые насчитали не менее пяти тысяч своих сторонников на соответствующих страницах в Facebook. Однако выяснилось, констатирует автор, что виртуальная поддержка не всегда означает реальную.

"Однозначно, эксперимент с соцсетями (главная особенность организации последних митингов) с треском провалился. Еще накануне оппозиционеры, в том числе и Булат Абилов, только по Алматы прогнозировали участие до пяти тысяч человек (возможно, вызвав тем самым опасения властей), в основном ссылаясь на численный состав группы "НЕсогласные Казахстана". Но организаторы не учли самого главного: подтверждение участия "онлайн" абсолютно не гарантирует его "оффлайн". Тем более, что в администрацию Facebook поступило множество жалоб от пользователей на данное сообщество: оказалось, что людей включали в группу автоматически, без разбора и вопреки их желанию.

"На митинге в Астане посчитали, сколько человек узнали о нем из соцсетей. Оказалось, что из 30 человек таковых оказалось 18. Несколько недель назад мной было соз­дано мероприятие в Facebook "Митинг в Астане 25 февраля". Пригласил более 1200 своих друзей. На 24 февраля статистика выглядела так: пойдут - 81, возможно - 18, отклонено - 191. Из давших обещание пришли 18 человек. Это еще с учетом того, что, кроме моего мероприятия, в Facebook была создана целая группа несогласных, насчитывавшая от двух до пяти тысяч членов. Вывод: от количества нужно переходить к качеству", - написал в своем блоге первый секретарь ЦК Союза патриотической молодежи Казахстана и организатор акции Махамбет Абжан.

Кроме того, следовало бы учесть настроения и потребности самих казахстанцев. Те политические требования к властям, которые выдвигает оппозиция, видимо, не входят в число насущных проблем значительной части населения, полагают эксперты.

- К примеру, акции протеста "праворульщиков", дольщиков и ипотечников тоже не собирали много людей, но люди шли на них сами, без каких-либо призывов политиков, не страшась преследования со стороны властей. Потому что они шли отстаивать СВОЕ - свои права и свою собственность. А все то, против чего граждан призывают протестовать сегодня, они своим не считают, - прокомментировал директор Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарев.

- Как известно, в Алматы была одна из самых низких явок избирателей по республике, что была вынуждена признать и власть, - продолжает политолог. - А раз люди в этих выборах не участвовали, то у них нет и никакого желания митинговать против их результатов. Что касается требований относительно объективного расследования трагических событий в Жанаозене и Шетпе и освобождения арестованных представителей оппозиции и независимых СМИ, то надо объективно признать, что далеко не все казахстанцы солидарны с соответствующими людьми. Скорее всего, сочувствие к ним есть. Но не настолько, чтобы оно проявилось в открытых протестах. К тому же не исключено, что жесткие действия властей во время и после жанаозенских событий являются для многих сдерживающим фактором, вынуждающим их держать свои чувства при себе. С другой стороны, в январском и февраль­ском митингах приняли участие люди, далекие от политики, особенно представители молодежи. Так что гражданское самосознание у казахстанцев, хотя весьма медленно и избирательно, но все же проявляется.

На взгляд директора Института национальных исследований Бурихана Нурмухамедова, в казахстанском патерналист­ском обществе, где каждый ждет поддержки от государства, демократические ценности не находят отклика у большинства граждан, и в основном превалирует экономический эгоизм:

- Когда наносится сильный ущерб экономическим интересам, то потенциал протестности наших граждан становится гораздо серьезнее. Причем прошлый год показал, что ни голодовка, ни митинг, а именно забастовка людей, объединенных общими интересами, - самый эффективный метод борьбы. Например, в 1990-х чаще всего бастовали пенсионеры, потому что их пенсии оставляли желать много лучшего. Социологи говорят, что по результатам опроса населения на первом месте у казахстанцев всегда стоят вопросы экономические: безработица, низкая зарплата, рост цен. Экология, преступность, демократия и т.д. волнуют их меньше. Вот вы говорите о соцсетях, но ведь в них в основном сидит молодежь, у которой интересы совсем другие, чем у нашей оппозиции. Поэтому не стоило возлагать особых надежд на высокую активность в Интернете".

Интервью с известным общественным деятелем Нурланом Еримбетовым публикует портал Гульжан.ORG, задавшийся вопросом: какой позиции придерживается человек, который собирается возглавить Центр социального партнерства при ФНБ "Самрук Казына". Предполагается, что эта структура будет заниматься аналитической деятельностью и станет действительно эффективным переговорщиком между властью и обществом.

"...Я еще до парламентских выборов говорил, что власть должна предоставить оппозиции трибуну, будь это городские и областные маслихаты, мажилис или сенат. Даже пусть это будут различные административные и политические должности в системе государственной власти. Потому что, чем дальше казахстанскую оппозицию будут отодвигать и задвигать, тем сильнее она будет радикализироваться. И что мы видим сейчас?! Так оно и происходит. Конечно, мы можем сказать, что оппозиция сама не прошла в мажилис, и даже повторно посчитаем все бюллетени. Но, извините, кто запрещает брать представителей оппозиции на госслужбу или в национальные компании?! К тому же в оппозиции существует объективный фактор возраста ее лидеров, тоже предполагающий более радикальное отношение к закрытости и герметичности власти.

Поэтому я являюсь последовательным сторонником того, чтобы тому же (председателю партии "Азат") Булату Абилову дали возглавить область, (генеральному секретарю Общенациональной социал-демократической партии) Амиржану Косанову министерство или комитет, (руководителя портала Гульжан.ORG) Гульжан Ергалиеву пустили в парламент или в министерство информации. Случись это, отношения оппозиции и власти перестали бы носить известную остроту, а люди, которым бы на деле предоставили возможность доказать свою состоятельность, поубавили свой пыл и направили его в русло конструктивного созидания. Они сразу же станут государственниками, избавившись от налета одиозности. Думаю, что для Абилова и Косанова еще не все потеряно, а во власти навстречу им должен сработать инстинкт самосохранения. Иначе так и останется, что единственным человеком, который публично защищает политику Акорды, является советник президента по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев. Но он, по крайней мере, честно отрабатывает свою зарплату. Не то что те чиновники, которые, пользуясь всеми благами власти, отсиживаются в кустах, а как припрет, готовы сразу же "сдать" и "предать". Считаю, что такие индивиды таят гораздо больше опасности для казахстанской власти, чем ее последовательные критики.

В целом же привлечение оппозиционных политиков во власть для самой Акорды выглядело бы в духе исполнения месседжа Нурсултана Назарбаева: "Критиковать могут все, а ты иди и поработай!"

О том, что оппозиция не намерена останавливаться на "достигнутом" и собирается провести еще один митинг "несогласных" 24 марта 2012 года, чтобы почтить память погибших в Жанаозене, пишет "Новая газета Казахстан". Однако пикантность ситуации заключается в том, что лидеры оппозиционных партий не смогли присутствовать на ими же объявленном митинге 24 февраля. Причина - они были превентивно задержаны и приговорены к 15 суткам ареста.

"Абилов и Косанов даже не успели принять участие в митинге, их судили за то, что они не совершали. Их обвинили в том, что на митинге 28 января они сообщили, что следующий митинг будет 25 февраля. Это беспрецедентный случай", - сказала член президиума Общенациональной социал-демократической партии Маржан Аспандиярова.

В свою очередь, советник президента Казахстана по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев в интервью корреспонденту Tengrinews.kz сказал, что полицейские при задержании лидеров оппозиции в Алма-Ате действовали по правилам.

"Заявляют лидеры ОСДП Булат Абилов и Амиржан Косанов, что их забирали из офиса при выходе и что вообще они на митинге не были. Внушают такое мнение, что они не являются организаторами, все это незаконно. На самом деле, если вы помните, Булат Абилов 18 суток отсидел - вышел и заявил, что 25 февраля он идет на митинг. А Булат Абилов - не простой гражданин, он один из оппозиционных лидеров. У него есть своя электоральная база, своими заявлениями в Интернете и прочим призывает прийти туда, хотя прекрасно знает, что митинг незаконен, несанкционирован на этом месте конкретно", - прокомментировал Ермухамет Ертысбаев и рассказал об утвержденных главой МВД правилах по работе подразделений внутренних дел во время санкционированных и несанкционированных митингов. "Когда я начал смотреть этот документ, то вот что интересное там обнаружил: "Категорически запрещается задерживать организаторов и активистов непосредственно на месте проведения мероприятия в присутствии участников данной акции, чтобы не вызвать возмущения, которое может привести к негативным последствиям", - зачитал Ертысбаев текст из инструкции под названием "Правила об организации работы подразделений органов внутренних дел по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности граждан при проведении мероприятий общественными объединениями".

Однако в этих правилах не сказано, что задержание должно проводиться до совершения правонарушения. Более того, Кодекс Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" не предусматривает превентивного задержания лиц, за исключением случаев, предусмотренных ст. 625-1, которая применяется в отношении лиц без определенного места жительства и не имеющих документов, удостоверяющих личность. Ни Амиржан Косанов, ни Булат Абилов таковыми не являются. В знак протеста против своего незаконного задержания они объявили голодовку.

А оппозиция 24 марта намерена отметить 100 дней жанаозенских событий очередным митингом в Алма-Ате у памятника Абая".

В свою очередь рупор Госдепа США, сайт радио "Свободы" в очередной раз выступил с полемикой вокруг свободы мирных собраний - в Казахстане она регулируется соответствующим законом, и, по мнению гражданских сил, противоречит Конституции.

"По словам Балташа Турсумбаева, бывшего секретаря Совета безопасности Казахстана, ныне одного из лидеров оппозиционной партии ОСДП "Азат", Конституция гарантирует свободу слова, гражданские и политические права граждан. Но Конституция и законы Казахстана не согласуются между собой, законы нередко противоречат Основному закону страны, говорит он. ​​Главную причину такого правового казуса Балташ Турсумбаев видит в том, что эти противоречащие Конституции законы принимаются парламентом, депутаты которого назначаются по разнарядке из Акорды. И митинги протеста, прошедшие 28 января и 25 февраля, по словам Турсумбаева, как раз были вызваны последними парламентскими выборами, итоги которых были уже давно "нарисованы" властями в Акорде. Когда же народ вышел на акцию мирного протеста в Алматы, чтобы выразить свое несогласие, власти стали грубо задерживать ее участников, доставлять в полицейские участки, а некоторых лидеров оппозиции забрали прямо из дома. Подобные действия властей, как заявляет бывший секретарь Совета безопасности, подталкивают Казахстан к "арабской весне". Балташ Турсумбаев утверждает, что последний митинг вывел на улицу совершенно новых людей, в основном молодых. Это блогеры и представители социальных сетей. Сам Балташ Турсумбаев призывает все проблемы решать мирным путем. Он за то, чтобы дать гражданам страны воспользоваться своим конституционным правом выйти на улицу, собраться, высказаться и таким образом выпустить весь пар.

Ермухамет Ертысбаев, советник президента Казахстана по политическим вопросам, цитируя 32-ю статью Конституции о том, что граждане вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги, шествия и что это право "может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц", заявил, что не видит со стороны власти никакого нарушения Конституции и закона от 17 марта 1995 года. ​​Вопрос о соответствии этого закона Международному пакту о гражданских и политических правах на самом деле дискуссионный, считает Ермухамет Ертысбаев.

Сергей Дуванов в ответ задается вопросом: какой национальной безопасности, каким детям, каким учреждениям культуры или здравоохранения могут угрожать мирно митингующие, стоя на площади перед театром, не загораживая даже тротуар? И отвечает, что здесь власти занимаются передергиванием фактов и событий. Запретить проведение собрания и митингов, считает Дуванов, можно и в Лондоне, но если провести митинг в Лондоне там, где это допустимо, никто даже не будет возражать".

Поручения направить деньги Нацфонда "на рост промышленности, обеспечение занятости, рост малого и среднего бизнеса" не давалось!

Любопытный номенклатурный тренд отмечает "Республика" - чиновники научились ссылаться на поручения президента, которых, как выяснилось, не существует в природе.

"После знакомства с информацией о состоявшемся недавно съезде национальной экономической палаты Казахстана "Союз "Атамекен" (включая и репортаж нашего столичного корреспондента с этого мероприятия) у финансовых обозревателей возник вопрос. А действительно ли в последнем своем послании глава государства дал поручение направить деньги Нацфонда "на рост промышленности, обеспечение занятости, рост малого и среднего бизнеса", как заявил об этом председатель правления НЭПК Аблай Мырзахметов?

Напомним, что присутствовавший на съезде в качестве председателя президиума НЭПК средний зять главы государства Тимур Кулибаев попытался осветить эту идею, дав свое объяснение, почему средства Нацфонда могут и должны расходоваться на модернизацию экономики. По его мнению, поскольку деньги в эту виртуальную структуру поступают за счет выплат недропользователей, то, стало быть, такими средствами государство может распоряжаться так же, как и бюджетными!

Г-н Кулибаев пояснил, что из сберегательного портфеля Нацфонда поддерживается бюджет, чтобы не допустить снижения социальных обязательств государства, а другая его часть, предназначенная для развития, как раз и может расходоваться на модернизацию экономики.

В принципе, руководством НЭПК движет благая цель - добиться от правительства направления средств Нацфонда в экономику в качестве господдержки для снижения процентных ставок по кредитам малому и среднему бизнесу с тем, чтобы снизить их до уровня 7-8% по максимуму, а срок займов удлинить до 8-10 лет. Кроме того, из этого же источника могли бы субсидироваться отдельные виды затрат МСБ, а также поддерживаться деятельность "малых" предпринимателей и по другим направлениям.

Процитируем г-на Мырзахметова: "Мы готовы сейчас выйти к правительству с предложением, чтобы какие-то средства из Нацфонда были выделены на поддержку в банковский сектор целевым назначением, чтобы поддержать МСБ именно в несырьевом секторе". Так что помимо МСБ правительство поддержало бы и банковский сектор, причем речь идет о сумме порядка $5 млрд, в которую в НЭПК оценивают общую потребность отечественного бизнеса во вливаниях.

Спорить с руководством НЭПК об инвестиционной стратегии Нацфонда мы не будем, ограничившись лишь напоминанием о том, что изначально он создавался для того, чтобы снизить инфляционное давление на экономику и обеспечить деньгами будущие поколения казахстанцев. Глава же государства, возглавляющий совет по управлению этой структурой, поначалу решительно выступал против расходования ее средств. Тем не менее, в разгар кризиса ему пришлось дать добро на выделение $10 млрд из Нацфонда в качестве господдержки экономики, а в республиканский бюджет стали поступать так называемые гарантированные трансферты ежегодным объемом $8 млрд.

Как выяснилось, особого всплеска инфляции эти вливания не вызвали, зато объем активов Нацфонда при нынешних высоких ценах на нефть продолжает успешно расти. Другое дело, что держать за рубежом эти средства стало опасно из-за долговых проблем развитых стран и возросшей волатильности мировых фондовых рынков, а также курсов ключевых валют. К примеру, по данным Нацбанка за прошлый год, доля ГЦБ иностранных государств в банковском портфеле опустилась до мизерных 0,5% с 17,6% в 2008 году!

Как бы то ни было, проштудировав заново текст последнего послания главы государства, мы обнаружили, что поручения направить деньги Нацфонда "на рост промышленности, обеспечение занятости, рост малого и среднего бизнеса" им не давалось! Более того, в послании вообще не говорилось об этой сфере бизнеса, если не считать замечания об отсутствии ее системной поддержки в малых городах, включая и Жанаозен. На самом деле президент лишь дал поручение содействовать развитию предпринимательства на селе, поддерживать начинающих и молодых бизнесменов, внедряющих инновации.

В части же использования средств Нацфонда в послании говорилось о "новых грандиозных проектах в сфере высокого передела наших сырьевых ресурсов и инфраструктуры, которая будет обслуживать этот передел". С этой целью глава государства и дал поручение пересмотреть бюджет для выделения необходимых средств на те новые проекты, по которым не решены вопросы инвестирования, а также заявил следующее: "Нам придется позаимствовать кредиты у Национального фонда на осуществление проектов".

В свою очередь председатель Нацбанка Григорий Марченко тоже пояснил по этому поводу, что по крайней мере в текущем году привлекать средства Нацфонда для таких проектов не придется "по предварительному анализу, который провели наши специалисты". Так что остается лишь гадать, с чего вдруг в руководстве НЭПК "Союз "Атамекен" решили по-своему трактовать последнее послание главы государства, добавляя в него моменты, о которых на самом деле не говорилось. Кстати, советником председателя правления НЭПК с недавних пор назначен экс-председатель Нацбанка, известный экономист Ораз Жандосов, который вроде бы подобных заявлений не озвучивал".

Михаил Пак, Алма-Ата