"История с предполагаемым вбросом бюллетеней на одном из участков на севере Дагестана, на которую, как мухи на сладкое, слетелись сейчас этнические националисты и кавказофобы, не должна заслонять собой гораздо более глубинную проблему, проявившуюся - впрочем, не первый раз - в ходе голосования на Северном Кавказе. Суть проблемы в том, что в кавказских регионах наблюдается совершенное противоположное отношение к федеральным и местным выборам. Федеральные выборы там в очередной раз прошли предсказуемо и при полном индифферентизме большинства населения, а вот местные - часто в очень острой борьбе. Политическая реальность Северного Кавказа как бы распадается на две: одна - беспроблемная поставка голосов для общероссийских кампаний, другая - ожесточенная внутренняя борьба за влияние", - прокомментировал итоги выборов, состоявшихся на Северном Кавказе 4 марта, заместитель главного редактора ИА REGNUM Константин Казенин.

"Конечно, искать на местных выборах на Кавказе партийную идеологию, даже там, где борьба ведется под приобретенными брендами партий, бессмысленно, - отметил Казенин. - Противостояние на местных выборах часто имеет в своей основе многолетнюю борьбу кланов, но есть в ней и более гражданская составляющая. Так, многие главы районов приобрели себе активную оппозицию благодаря земельной политике, которую они проводят. И, например, в Дагестане, где в целом в этот раз республиканская власть активнее, чем раньше, вмешивалась в местные выборы, районная оппозиция кое-где уже заявила о намерении оспорить итоги голосования в суде".

"Иногда такая локальная выборная и послевыборная борьба на Кавказе может касаться и вовсе не местечковых вопросов. В том же Дагестане один из самых политически неспокойных районов - Ногайский. И там в ходе выступлений оппозиции ранее не раз звучала тема укрепления единства ногайского народа, по крайней мере той его части, которая проживает в едином ареале, разделенном между тремя регионами - Дагестаном, Чечней и Ставропольским краем. А это уже тема, связанная с геополитикой. Также по накалу борьбы на муниципальных выборах можно распознать экономически наиболее привлекательные "сегменты" сегодняшнего Кавказа. Например, в Адыгее необычно острая для этой республики борьба велась за пост главы Тахтамукайского района. Этот район примыкает к Краснодару и в бизнесовом плане, по сути, является частью городской агломерации. Однако все это - частности по сравнению с общим контрастом между отношением к федеральным и местным выборам на Кавказе. А этот контраст заставляет задуматься о степени единства политического пространства страны", - считает Казенин.