Евразийская интеграция: "Гагаузы готовы отстаивать свои настроения с тяжелыми аргументами в руках". Гагаузия - Молдавия: "Свести Гагаузию к обыкновенной административной единице - давнишняя мечта всех румыноидов, всех нацистов Молдавии". Инфраструктура: "Если в Чадыр-Лунге будет отстроен новый и современный аэропорт, город от этого только выиграет".

Евразийская интеграция: "Гагаузы готовы отстаивать свои настроения с тяжелыми аргументами в руках"

Депутаты Народного собрания Гагаузии на своем последнем заседании потребовали от центральных властей страны сменить вектор внешней политики, объявив приоритетом ее интеграцию в Евразийское экономическое сообщество, пишет "В фокусе недели". В противном случае законодатели пообещали самостоятельно выбирать курс внешней политики автономии.

Заседание депутатского корпуса автономии от 17 февраля выдалось хотя и коротким (длилось оно немногим более часа), но на редкость конструктивным, продолжает "В фокусе недели". Депутаты приняли изменения в подписанный незадолго до этого башканом Михаилом Формузалом закон о бюджете, заслушали информацию и.о. начальника УВД Дмитрия Арабаджи о памятном инциденте, когда глава автономии получил удар в грудь от Сергея Чернева (в ходе встречи с мэрами автономии 12 февраля башкан Михаил Формузал, намеревавшийся покинуть зал заседания, был в грубой форме остановлен председателем Вулканештского района Сергеем Черневым, толкнувшим главу автономии в грудь, а также общественным активистом Леонидом Добровым и другими оппозиционно настроенными к Формузалу представителями общественности, которых привели с собой на встречу оппоненты главы автономии - прим. ИА REGNUM), а также приняли декларацию с требованием о присоединении Молдавии к ЕврАзЭС.

Это требование законодатели огласили, пользуясь своим правом на "участие в осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова по вопросам, касающимся интересов Гагаузии", пишет "В фокусе недели". По предложению депутата Ильи Чолака, в НСГ рассмотрели целесообразность принятия декларации с требованием о вступлении Молдавии в Таможенный союз России и Белоруссии, а также в ЕврАзЭС. В Народном собрании констатировали тот факт, что неопределенность внешнеполитического курса Молдавии приводит к снижению доверия к стране как со стороны серьезных внешних партнеров, таких как Российская Федерация и Европейский Союз, так и со стороны граждан Молдавии. В целом же, постоянное раскачивание молдавского маятника, то в сторону Евросоюза, то в сторону Востока, не прибавляет уважения к Республике Молдова, уверены депутаты. При этом уровень благосостояния населения стабильно снижается, а переломить ситуацию возможно лишь развернув Молдавию лицом на Восток. "Всестороннее улучшение уровня жизни людей возможно исключительно при условии укрепления интеграционных связей Молдавии с Евразийским экономическим сообществом, которое создано специально для развития экономического взаимодействия, торговли, а также эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства", - значилось в документе.

Как следствие, в Народном собрании Гагаузии потребовали объявить приоритетом внешней и внешнеэкономической политики Молдавии ее интеграцию в рамках Евразийского экономического сообщества, продолжает "В фокусе недели". Одновременно с этим вопрос смены вектора внешней политики должен быть вынесен на референдум. Ряд депутатов раскритиковали стилистику документа, однако против его принятия так никто и не выступил. Один из депутатов, Степан Есир, назвал этот документ "очень своевременным". Коллеги его поддержали, и депутаты единогласно проголосовали за резолюцию с требованием о вступлении в Таможенный союз и ЕврАзЭС.

Однако требования руководства автономии не нашло понимания среди экспертного сообщества Молдавии, пишет "В фокусе недели". Бывший постоянный представитель Молдавии в Совете Европы и ООН Алексей Тулбуре заметил, что такого рода решения должны принимать центральные, а не региональные власти страны. "Когда регионы в своих решениях пытаются выйти за рамки местной власти, переходя к вопросам уровня центрального руководства страны, это показывает на полное ослабление уровня центральной администрации. Что же касается происходящего в гагаузском регионе, то некоторые решения властей автономии явно уровня центральной власти, а никак не полномочий руководства АТО Гагаузия", - сказал Тулбуре.

С ним солидарен и экс-заместитель министра юстиции Георге Сусаренко, продолжает "В фокусе недели". "Как гражданин я должен констатировать, что в нынешней ситуации центральные власти могут утратить контроль над обществом. В этом случае пророссийские политические группы на севере и в Гагаузии могут набрать силу", - заявил Сусаренко, отметив, что это "не так уж и сложно, так как политическая нестабильность переплетается с бедностью, что может привести и к столкновениям". Однако руководство страны всецело занято лишь сведением счетов, а это может привести страну к пропасти. "А наши "доброжелатели" как из-за рубежа, так и внутри страны, только этого и ждут: неподчинения, разрозненности, ненависти и нестабильности, чтобы получить свою выгоду", - заключил бывший вице-министр. Официальный Кишинев никак не прокомментировал требования депутатского корпуса переориентировать внешнюю политику Молдавии на Восток, подводит итог издание.

Состоялось внеплановое заседание Народного Собрания, в ходе которого депутатам предстояло принять поправки к Закону о бюджете-2012 согласно компромиссам, достигнутым с башканом Гагаузии, пишет "Единая Гагаузия". Кроме того, по требованию председателя НСГ Анны Харламенко, решили заслушать начальника УВД Гагаузии в связи с начатым им расследованием инцидента, когда Сергей Чернев нанес несколько ударов башкану Гагаузии Михаилу Формузалу.

На заседании присутствовали 26 депутатов, члены Исполкома, мэр муниципия Комрат Николай Дудогло и ряд руководителей местных администраций, продолжает "Единая Гагаузия". Распил резервного фонда состоялся "по-братски": из общей суммы 2 миллиона 421 тысяча леев (1 рубль = 0,4 лея - прим. ИА REGNUM) Народное Собрание, как "старший брат", оставило себе "бóльшую половину" - 1 миллион 453 леев. Башкану остается распоряжаться лишь 968 тысячами леев. Будем надеяться, что за 2012 год не случится никакой катастрофы, стоимостью больше миллиона леев, потому что собрать НСГ для оперативного принятия решения по финансированию мероприятий, да еще убедить всех депутатов в целесообразности этих мероприятий, будет нелегко. С переходящими с прошлого года финансовыми остатками также разобрались лихо: 1 миллион 777 тысяч пойдут на выплату задолженностей по зарплатам, а 7 миллионов 96 тысяч распылят в виде трансфертов населенным пунктам.

Завершив с этими "формальностями", с гораздо большим удовольствием председатель НСГ принялась наезжать на начальника УВД, пишет "Единая Гагаузия". "Для чего вы приглашаете к себе людей на опрос, в том числе и президиум НСГ, если по вашим словам, никаких инцидентов не было зарегистрировано?" - живо интересовалась Анна Харламенко. По словам Арабаджи, в день происшествия никаких жалоб в УВД действительно не поступало, однако полиция не могла проигнорировать многочисленные публикации в СМИ, включая выложенные в Интернете видеоматериалы. Уголовное преследование по данному факту еще не было начато, окончательное решение будет принято вместе с прокуратурой Гагаузии. "Мы вызываем людей только для того, чтобы установить истину. Кому от этого будет хуже?" - парировал начальник УВД. В ответ на это Анна Харламенко не забыла напомнить главному полицейскому автономии, что НСГ еще не утверждало его в качестве начальника УВД. Намек всем показался весьма прозрачным.

Далее по предложению депутата Ильи Чолака, законодатели обсудили целесообразность принятия декларации с требованием вступления Молдавии в Таможенный союз России и Белоруссии, продолжает "Единая Гагаузия". Депутат НСГ Степан Есир поддержал коллегу, заявив, что это очень своевременный документ, к тому же уже озвученный партией коммунистов: "Зачем же ждать следующей сессии? Предлагаю его ставить на голосование". В итоге, депутаты единогласно проголосовали за резолюцию с требованием о вступлении Молдавии в Таможенный союз. Жаль, что Гагаузия не может вступить туда отдельно от Молдавии. Уже бы вступили, подводит итог издание.

Депутат парламента РМ от Либерально-демократической партии Петр Влах считает появившееся на прошлой неделе заявление Народного собрания АТО Гагауз Ери о целесообразности подключения Молдавии к евразийскому экономическому проекту прямым указанием на то, что в автономии фактически началась избирательная кампания. Как заявил он агентству "НИКА-пресс", документ демонстрирует цели отдельных депутатов и депутатских групп, представляющих в высшем законодательном органе края различные общественно-политические формирования, по привлечению внимания избирателей острыми и оригинальными темами, которые касаются таких важных для гагаузов направлений, как взаимоотношения Молдавии с Россией и со всеми странами Содружества. Безусловно, неопределенность внешнего курса Молдавии, о которой упоминается в заявлении, сказывается в том числе и на качестве жизни граждан страны и вызывает естественную напряженность в политических кругах страны, сказал депутат, однако подобного рода проблемы следует обсуждать в атмосфере тщательных и профессиональных дискуссий, а не делать их инструментом в борьбе за места в гагаузском парламенте.

Влах оценил как неосторожную и отчасти провокационную ту часть заявления НС Гагауз Ери, где говорится об условиях самостоятельного поиска вариантов реализации прав автономии в своем выборе направления внешней политики, продолжает "НИКА-пресс". Между тем, показательным представляется единогласная поддержка заявления всеми депутатами НСГ, в том числе и состоящими в двух непримиримых до сих пор группах - общественных организациях "Единая Гагаузия" и "Новая Гагаузия".

Между тем источники "НИКА-пресс" в Народном собрании и Исполкоме АТО утверждают, что проект заявления был подготовлен за пределами автономии - в стенах кишиневского офиса одной из левых партий РМ. Не имея точных на этот счет данных об истинных авторах документа, они, однако, ссылаются на показательные нюансы обсуждения текста, равно как и на некоторые положения заявления, и предполагают, что инициатива пришла от идеологов Партии коммунистов. В частности, усматривающие "руку воронинцев" в жизни гагаузских законодателей, которые лишь однажды (в 2001 году) так же дружно выступили в поддержку коммунистов, ссылаются на ту показательную часть заявления, где говорится о наступившем "переходном этапе построения будущего страны", и напоминают, что с подобными лозунгами сегодня агрессивно выступает лишь ПКРМ, тогда как другие партии левого толка предпочитают на этот счет пока отмалчиваться. Однако сторонники версии о "комратской самостоятельности" считают, что автономия сегодня находится именно в том состоянии, когда, опираясь на авторитетные и влиятельные здесь общественно-политические силы, она без подсказки со стороны может выступать со своим мнением относительно выбора внешнеполитического курса Молдавии.

Сегодня не имеет никакого значения, сами ли гагаузские народные избранники додумались до "евразийского бесспорного счастья" для Молдавии или нанялись добровольно выполнять заказ извне, пишет в своем комментарии "НИКА-пресс". В конце концов, слова сказаны, оценки расставлены, и им самим отвечать за все, что последует в ответ на гордые намеки Кишиневу - раз не хочешь, не понимаешь и не осознаешь, то мы сами и без тебя. Сегодня куда важнее понять, почему именно в эти дни, когда коммунистическая оппозиция подсчитывает, насколько много населенных пунктов поддерживает ее цель отстранить Альянс от власти, в Гагаузии опять (в который раз и в который раз как нельзя кстати) просыпаются сепаратистские настроения "высшей пробы". Еще бы: меняйте внешнеполитический курс, или мы без вас его поменяем и исключительно для своей пользы. Это даже не начало 90-х годов, когда мятежная Гагаузия настаивала на диалоге с центральными властями о разграничении полномочий. Это фактический ультиматум находящейся в составе РМ территории, где, судя по основным тезисам заявления, готовы отстаивать свои настроения с тяжелыми аргументами в руках.

Обратим внимание, в самом начале "коммунистического марша" лидеры ПКРМ, набирая по молдавским провинциям противников Альянса за европейскую интеграцию, появились в Комрате, продолжает "НИКА-пресс". Провести внушительный (чтобы внушал страх и трепет перед народным гневом) митинг "Jos Alianta" ("Долой альянс" - прим. ИА REGNUM) здесь оказалось затруднительным. Действующий башкан автономии Формузал - член молдавского правительства, и потому рассчитывать на природные гагаузские претензии к молдавским либералам и демократам, помноженные на административные ресурсы, не приходилось.

Противники Формузала из общественной организации "Новая Гагаузия" подошли бы для акций в качестве базовой силы, но они явно не хотели "светиться" на одной протестной площадке вместе с воронинцами, пишет "НИКА-пресс". Накануне выборов в НСГ это было бы неосмотрительным и опасным поступком. И потому коммунистический "jos" ("долой" - прим. ИА REGNUM) в центре Комрата получился жидким и смешным. Протестующие встретили недоуменные и равнодушные взгляды: вы кому кричите про долой Альянс, кого вы здесь стыдите за отсутствие президента и политической воли для разрешения системного кризиса в молдавском государстве, не перепутали ли вы маршруты и место действия? И в самом деле, возбуждать гнев народа на территории, где согласно данным социологических исследований только 0,2 процента опрошенных озабочены отсутствием в стране президента и затяжным политическим кризисом, лишь зря терять время. Акции были свернуты. Но чтобы Гагаузия не оказалась в стороне от всеобщего молдавского пожара, ей коммунисты вернули роль закоренелой сепаратистки. Они предложили (форма предложения не известна и могла произойти при участии, к примеру, самого заинтересованного зарубежного посредника) принять по сути прокоммунистическое заявление, где сказано, что всестороннее улучшение уровня жизни людей возможно исключительно при условиях укрепления интеграционных связей РМ с Евразийским экономическим сообществом. Евразийская тема - это новый манок ПКРМ, которым она трясет перед носом молдавского избирателя. И слово-то нашлось какое революционное, не допускающее ни возражений, ни попыток объясниться - "исключительно". Призыв провести на этот счет республиканский референдум не должен был оставлять никаких сомнений кишиневским политикам - надо бы гагаузский нрав опять умерить и поскорее. "Горячая точка" на Юге готова; враг гагаузского народа известен - Альянс. Дальше все по проверенным сценариям революций.

В декабре прошлого года по инициативе Института публичной политики группой кишиневских социологов был проведен опрос "Исследование уровня интеграции населения АТО Гагауз Ери", продолжает "НИКА-пресс". На вопрос, какие проблемы больше всего беспокоят жителей автономии, 17 процентов респондентов назвали возможное объединение РМ с Румынией, 15 процентов - финансовый кризис, 11 процентов - уровень медицинского обслуживания, более 7 процентов - отсутствие тепла... Обеспокоенность текущей политической ситуацией в стране и неспособностью высшего законодательного органа РМ избрать президента выразили всего 0,2 процента опрошенных. Удовлетворение деятельностью Народного Собрания автономии выразили более 41 процента; почти 49 процентов респондентов считают удовлетворительной работу башкана и Исполкома АТО.

Вопрос, на каком языке жители края говорят в домашних условиях, дал следующие результаты: на гагаузском - 51, на русском - почти 40, на молдавском - 1,2 процента, пишет "НИКА-пресс". Кроме того, более 80 процентов респондентов высказались за то, чтобы их дети получали образование на русском языке. Почти 49 процентов опрошенных назвали Партию коммунистов РМ тем политическим формированием, которое достаточно точно отражает интересы и настроения жителей автономии. Следующей по уровню надежд и способностей в своей деятельности учитывать чаяния южан значится Демократическая партия. В свою пользу она набрала всего лишь два процента.

Гагаузия - Молдавия: "Свести Гагаузию к обыкновенной административной единице - давнишняя мечта всех румыноидов, всех нацистов Молдавии"

Принижение статуса гагаузской автономии и "поштучное" выдергивание ее полномочий являются самой устойчивой тенденцией всех властей в Кишиневе, пишет "Единая Гагаузия". Если по другим вопросам наблюдаются бесконечные шарахания из одной крайности в другую, то в отношении к Гагаузии - поразительное единодушие и постоянство!

Назначение Гагаузии "внешнего смотрящего" является одной из застарелых провокаций, ближайшей целью которой является проверка автономии на прочность, а конечной целью - сведение самостоятельности этой территории к нулю (вопреки всем сказкам о развитии в Молдавии процессов децентрализации), продолжает "Единая Гагаузия". Авторами провокации стали, конечно же, "ближайшие друзья" гагаузов (и вообще, всех этнических меньшинств Молдавии) "коммунисты" Владимира Воронина. Отсчет следует вести еще с 2006 года, когда 28 декабря был принят Закон № 436 - XIV о местном публичном управлении, регламентирующий механизм осуществления правительством контроля законности административных актов органов местного публичного управления, в том числе и АТО Гагаузия (который в Кишиневе нахально продолжают считать неким "районом", практически таким же, как и все остальные районы страны).

"Всесильная и непререкаемая" ПКРМ еще тогда упивалась своей властью и назначила Гагаузии с 2009 года свой навязчивый "административный контроль", пишет "Единая Гагаузия". Заметьте, чувствуя необоснованность и фактическую нелегитимность подобных действий в отношении целого автономного образования, которое отнюдь не является районом, коммунисты применили свои идеи внешнего колониального контроля над Комратом не сразу, а значительно позже, чем по всей Молдавии. При Табунщике (экс-башкан Гагаузии от Партии коммунистов - прим. ИА REGNUM) у них и так был полный и беспрекословный контроль над территорией, а когда на смену пришел Михаил Формузал, достали свой спрятанный "рояль в кустах" и попытались использовать на всю катушку.

Свежеиспеченный "генерал-губернатор" (как его метко прозвали в Комрате) Иван Кыльчик энергично, с коммунистическим рвением принялся показывать кто в гагаузском доме отныне хозяин, продолжает "Единая Гагаузия". Ладно бы еще он занимался только уровнем мэрий и сельских советов! Нет, от какого-то мелкого, никем не признаваемого, никем не избранного и чёрт знает кем назначенного чинуши посыпались бесконечные опротестования, в том числе в судах, чуть ли не любых решений всенародно избранных башкана Гагаузии и Народного собрания автономии. Этого безумия стерпеть было нельзя, и в тот момент башкан Гагаузии и Народное собрание заняли согласованную и единую позицию - не бывать в автономии подобным "смотрящим", отстоим статус Гагаузии! И дело не в том, что кто-то в автономии боится контроля. Напротив, чем больше контроля, тем больше законности. Но все это должно организовываться уважительно и легитимно. Нельзя прикрываться "благими намерениями" "недопущения ошибок" для того, чтобы вымостить ими дорогу к ликвидации малейших признаков отличия Гагаузской автономии от соседних районов Молдавии.

Механизм компромисса гагаузской стороной был найден быстро, пишет "Единая Гагаузия". Собственно, что там его искать, если этот компромисс и так был налицо, и уже был апробирован на примере других приоритетных для государства управлений, в том числе силовых. Так же, как башкан Гагаузии является одновременно членом правительства, так и все управления Гагаузии являются составной частью профильных министерств, а их начальники входят в руководство этими министерствами. Таким нехитрым образом обеспечиваются единообразие, управляемость и подотчетность. И неважно, что начальники управлений назначаются Комратом, они остаются государственными служащими Республики Молдова и обязаны блюсти конституцию и законность. В виде исключения, начальники Службы информации и безопасности, а также Управления внутренних дел назначаются Кишиневом по представлению Гагаузии. По такой же схеме Кишинев мог бы, в крайнем случае, назначать начальника гагаузского Управления публичной власти. Это работоспособная и приемлемая схема. Почему она не была взята за основу ни при создании коммунистами "управления Кыльчика", ни нынешними "демократами" при создании в автономии своего территориального бюро государственной канцелярии - непонятно.

Как все помнят, в результате долгой борьбы, кишиневского "троянского коня" в виде Ивана Кыльчика удалось выкорчевать из Гагаузии с корнем, вместе со всей его структурой, продолжает "Единая Гагаузия". Но, к сожалению, передышка наступила ненадолго. Вышеупомянутое территориальное бюро запело прежнюю песенку, продолжая попытки растоптать Гагаузию и сравнять ее с обычным административным районом. Не зря Михай Гимпу додумался уже трактовать буквосочетание "АТО" в названии Гагауз Ери не как "автономно-территориальное образование", а "административно-территориальное". Это давнишняя мечта всех румыноидов, всех нацистов Молдавии свести Гагаузию к обыкновенной административной единице.

Башкан Гагаузии эти поползновения понимает и пытается пресечь, пишет "Единая Гагаузия". Михаила Формузала не заболтать юридическими формулировками, ссылками на различные статьи республиканских законов и "заботой о контроле за законностью". В своем письме за № 816 от 2 ноября 2011 года в адрес премьер-министра Владимира Филата глава автономии уже в который раз пытается убедить центр вернуться в русло уважительного отношения к статусу Гагаузии и передать функции административного контроля в регионе главному управлению органов местной публичной власти и собственности Гагаузии - с ликвидацией ненужного территориального бюро госканцелярии.

Если бы в этом нелегком вопросе отстаивания будущего Гагаузии у башкана была хотя бы моральная поддержка Народного собрания, вопрос мог быть решен положительно, продолжает "Единая Гагаузия". Исполкомом Гагаузии гимповскому дружку домнулу (молд. "господину" - прим. ИА REGNUM) Майкану был объявлен полный "игнор", он не допускался и на порог Исполкома. Центр пребывал в замешательстве и даже не знал, как ответить на официальное обращение башкана, ведь глава автономии был не просто убедителен, он был прав!

Как всегда, для решения сложных вопросов стали искать подход с тылов Гагаузии, стали искать местных продажных "троянских коней", пишет "Единая Гагаузия". Таковые быстро нашлись, потому что они и так были известны - по антикройторовскому путчу, например (в 2001-2002 году пришедшая в Молдавии к власти Партия коммунистов организовала в Гагаузии переворот, отстранив от власти башкана Дмитрия Кройтора и арестовав ряд гагаузских официальных лиц, и на последовавших выборах привела на пост башкана Гагаузии своего ставленника Георгия Табунщика - прим. ИА REGNUM). Итог известен. Народное собрание Гагаузии, ведомое кучкой кишиневских прислужников, при рассмотрении бюджета автономии на 2012 год решило оставить местное Управление органов публичной власти... без финансирования! Не ликвидировать его, нет - для этого надо было бы принимать другой закон. Просто не дать денег - сами разбегутся! Пример глупости и беззакония вопиющий и неслыханный - не зря башкан Гагаузии в упор отказывался подписывать такой "бюджет" для автономии. Вынудили, чтобы из-за политических глупостей не пострадали безвинные школы и садики...

Как только стало известно об "историческом" решении Народного собрания, министерство юстиции очень быстро накропало "ответ" на обращение башкана, продолжает "Единая Гагаузия". Заметим, что таких случайностей не бывает: аж с 02-11-2011 года по середину февраля 2012 года министр юстиции не знал как ответить башкану, а 17 февраля уже смело прислал отписку, что дескать все нормально, тревоги напрасны, а компетенция правительства по осуществлению контроля "соблюдения законодательства" в АТО Гагаузия в обход ее автономного статуса "имеет конституционную опору".

Если наши депутаты Народного собрания НЕ продажные предатели гагаузского народа, если они свое глубоко ошибочное решение по отказу от финансирования собственного Управления местной публичной власти приняли по глупости в пылу борьбы с личностями - с самим Формузалом и с начальником управления Петриогло - то еще не поздно покаяться и изменить это решение внесением соответствующих поправок в бюджет, пишет "Единая Гагаузия". Существование своего такого управления - это самый весомый козырь в борьбе за ликвидацию оскорбительного для Гагаузии территориального бюро госканцелярии. Если же такого управления у Гагаузии нет, полномочия административного контроля передавать некому, и внешнему управлению Гагаузией открыт зеленый свет. Наши депутаты выступают в поддержку подавления самостоятельности Гагаузии и постепенного ее уничтожения? Тогда пусть так и заявят народу, особенно перед грядущими выборами, чтобы народ знал за кого голосует. А строить из себя патриотов и одновременно помогать врагам уничтожать автономию - не получится! - подводит итог издание.

Представитель башкана Гагаузии по правовым вопросам Максим Капанжи в заявлении на имя Апелляционной палаты Комрата, копия которого 24 февраля 2012 года поступила в секретариат Народного собрания Гагаузии, утверждает, что нормы Уложения (Основного закона) Гагаузии не имеют никакой юридической силы на территории Гагаузии, пишет "Новая Гагаузия". А потому, судебные инстанции, при рассмотрении вопросов по спорам Исполкома и Народного собрания Гагаузии, должны руководствоваться только нормами постановлений правительства Республики Молдова и ординарных законов страны, а не нормами Уложения и законов Гагаузии.

Видать гаранту Уложения, башкану Гагаузии Михаилу Формузалу ничего не стоит растоптать нормы Уложения Гагаузии, в угоду своим личным амбициям и меркантильным интересам, несмотря на то, что, в конечном счете, они могут привести к ликвидации завоеваний народа Гагаузии, продолжает "Новая Гагаузия". Видимо, Формузал задался целью любыми путями отменить постановления Народного собрания Гагаузии, которые препятствуют ему единолично и бесконтрольно транжирить бюджетные средства автономии и полученную гуманитарную помощь Гагаузией из Российской Федерации в виде дизельного топлива, зерна и продуктов питания. По сути башкан Гагаузии, вместо того чтобы быть гарантом Уложения Гагаузии, как того требует закон, является руководителем пятой колонны внутри Гагаузии, олицетворяемый членами Исполкома Гагаузии, которые своими неправомерными действиями пытаются дискредитировать и органы власти Гагаузии, что, в конечном счете, может привести к ликвидации самой Гагаузии.

Следует особо подчеркнуть тот факт, что г-н Формузал и его адепты устами Максима Капанжи, как истинные последователи и духовные сыны лукавого, утверждают, что Народное собрание Гагаузии не вправе самостоятельно отменять постановления Исполкома Гагаузии, а "должно ходатайствовать об этом перед территориальным бюро Государственной канцелярии правительства Республики Молдова о проверке любого акта, принятого соответствующим исполнительным органом, если считает его незаконным", пишет "Новая Гагаузия". Другими словами, Формузал, который ранее рьяно и громогласно заявлял, что он не допустит того, чтобы над Гагаузией, вопреки нормам закона РМ "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" поставили "смотрящего" в виде органа территориального бюро Госканцелярии правительства РМ, сейчас сам усиленно призывает, чтобы этот орган, аннулирующий права и полномочия Гагаузии, заменил властные структуры гагаузской автономии. Это фактически означает предательство интересов Гагаузии. В данном случае, подобные поступки и действия г-на Формузала и его гопкомпании свидетельствуют о том, что он действует не как башкан Гагаузии, а как губернатор Хынчештского уезда Молдавии, игнорирующий нормы Уложения (Основного закона) Гагаузии и закона РМ "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)". Ведь, только нормами Уложения (Основного закона) Гагаузии, а никакими иными законами и нормативными актами Республики Молдова, предоставлено право башкану отменять решения Исполкома Гагаузии, а Исполкому Гагаузии отменять "решения любого органа местного публичного управления Гагаузии, если оно противоречит действующему законодательству и интересам общества, и принимать решения об отстранении от должности должностных лиц органов публичного управления".

Между тем, согласно заключению Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) на изменения и дополнения Конституции Республики Молдова в части, касающейся статуса Гагаузии, принятом Венецианской комиссией на его 50-м пленарном заседании (Венеция, 8-9 марта 2002) и сообщённом Республике Молдова, как Мнение Венецианской комиссии № 191/2001 от 21 августа 2002 года, четко определено, Конституция и законодательство Республики Молдова косвенно предусматривают "особые" органические законы, регулирующие статус автономии, продолжает "Новая Гагаузия". В статье 18 указанного Заключения Венецианской комиссии от 2002 года чётко и однозначно сформулированы принципы и критерии применения всех органических и ординарных законов Республики Молдова на территории Гагаузии, а также однозначно указано, что все органические и ординарные законы Республики Молдова могут действовать на территории Автономно-территориального образования Гагаузия (Гагауз Ери) лишь в меру их непротиворечия Конституции Республики Молдова и положениям специального органического Закона РМ №344-ХШ от 23.12.1994 г. "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" Республики Молдова.

Таким образом, в соответствии с заключением Венецианской комиссии Конституция Молдавии и специальные органические законы представляют собой конституционную основу, которая определяет развитие всех других норм, пишет "Новая Гагаузия". А потому, - не должно быть закона или другого нормативного акта, противоречащего положениям Конституции и специального органического закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)". Органические и ординарные законы Республики Молдова могут быть реализованы в Гагаузии, если они не противоречат Конституции и положениями специального закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)". Нормы Уложения (Основного закона) Гагаузии приняты в соответствии с требованиями, вытекающими из норм Закона Республики Молдова "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)", а потому, нормы остальных ординарных и органических законов Республики Молдова, равно как и постановлений правительства Молдавии, не должны противоречить нормам Уложения (Основного закона) Гагаузии, для того чтобы они могли быть реализованными в Гагаузии. В сложившихся обстоятельствах, по примеру других демократических государств, господин Михаил Формузал потерял моральное и этическое право именовать себя главой (башканом) Гагаузии и ему следовало бы, в целях консолидации гражданского общества и сохранения имиджа Гагаузии, добровольно сложить с себя полномочия главы Гагаузии до назначения выборов депутатов Народного собрания нового созыва, подводит итог издание.

Инфраструктура: "Если в Чадыр-Лунге будет отстроен новый и современный аэропорт, город от этого только выиграет"

Власти автономии намерены осуществить реконструкцию Чадыр-лунгского аэродрома, сдав его в аренду одной из иностранных компаний на 50 лет, пишет "В фокусе недели". Ранее уже проводились консультации относительно реставрирования аэропорта с турецкой компанией, однако, проект так и не увенчался успехом. Как стало известно из последнего заседания исполнительного комитета Гагаузии, проведению необходимого тендера помешали земельные формальности. Оказывается, территория аэродрома города Чадыр-Лунга находится в ведении правительства Республики Молдова. А для передачи в аренду аэродрома необходимо осуществить некоторые юридические процедуры. По мнению начальника управления экономического развития Гагаузии Виталия Кюркчу, проблема вполне решаема, а пакет документов, которые будут направлены в правительство для передачи в собственность АТО Гагаузия площади в 52,57 гектаров, уже готов.

Вообще, Чадыр-Лунге в последнее время везет с инфраструктурными проектами, продолжает "В фокусе недели". На стадии начала осуществления строительных работ находится проект возведения современного спортивного комплекса, правда, с землей, которую займет объект, исполком и местная администрация так и не разобрались. Похоже, такую же ситуацию придется наблюдать и со строительством аэропорта.

Мэр Чадыр-Лунги Георгий Орманжи считает, что серьезное обсуждение данного проекта может начаться только после того, как "станет четко видно, кому принадлежит эта земля", пишет "В фокусе недели". "Желание [реконструировать аэропорт у властей города] есть, и к нам уже приходили два инвестора", - сказал Георгий Орманжи, заметив, что серьезное обсуждение проекта может начаться лишь после того, как "станет четко видно, кому принадлежит эта земля". В случае же, если в Чадыр-Лунге будет отстроен новый и современный аэропорт, город от этого только выиграет, уверен мэр. "Тогда появятся грузовой и пассажирский терминалы, и у нас появится возможность связываться и с Россией, и с Украиной, и с Турцией. Кроме того, в городе будут созданы дополнительные рабочие места", - заметил Георгий Орманжи.

Чадыр-лунгский аэродром перестал функционировать ровно с развалом Советского Союза, продолжает "В фокусе недели". В середине 90-х годов местные энтузиасты лишь задействовали его в качестве аэроклуба. С тех пор на аэродроме тишина и покой. Даже взлетной полосы порой не заметно - она заросла бурьяном, а на ней до сих пор стоят три двухместные "стрекозы", а также знаменитая "Аннушка". А вот несколько десятков лет назад аэродром работал весьма насыщенно. Знаменитые "кукурузники" использовались не только по прямому назначению - для сельхозработ, но и для перевозки пассажиров. Представители старшего поколения вспоминают, как из Чадыр-Лунги на борту "Ан-2" летали и в Кишинев, и в Тирасполь, и в Одессу. А на Як-40 некоторое время осуществляли рейс "Кагул - Чадыр-Лунга - Кишинев". Этот вид транспорта (тогда он, не в пример нынешнему его собрату, был относительно дешев и доступен большинству населения) пользовался завидной популярностью.

Есть у местного аэродрома и своя недобрая слава, сделавшая его знаменитым на весь бывший союз, пишет "В фокусе недели". Речь идет о первом в СССР случае воздушного терроризма и угона самолета, произошедшего именно здесь. Об этом скандале сообщалось во многих советских газетах. Дело в том, что дверь в кабину пилотов в те времена никто закрывать (тем более бронировать) и не думал. Это и дало возможность преступникам (беглым бандитам) беспрепятственно подойти вплотную к авиаторам и взять их на прицел. И, вместо осуществления запланированного рейса на Измаил, приказать взять курс на Турцию. Но горе-террористов удалось обмануть, а лайнер посадить в пригороде Кишинева. Тогда, к счастью, пассажиры не пострадали, чего не скажешь о самих пилотах, ценой риска для жизни посадивших самолет и давших возможность обезвредить злоумышленников. Именно после этого угона в СССР двери кабины экипажа стали делать бронированными, подводит итог издание.