"Экономическая ситуация в Сербии оставляет желать лучшего. Здесь прослеживается влияние европейского кризиса, а также серьезные ошибки в проведение внутриэкономической политики нынешними сербскими властями", - заявил 2 марта корреспонденту ИА REGNUM старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров.

Еще один важный экономический фактор, как отметил эксперт, - это сложная, противоречивая, неурегулированная ситуация в той обширной программе приватизации, которую несколько лет назад заявило действующее правительство. Речь идет о приватизации авиакомпании "Ят", ряда мощностей в энергетической, нефтеперерабатывающей сфере, сообщил политолог. За последние годы единственным крупным "завоеванием", считает аналитик, стала продажа нефтяной индустрии сербского монополиста в этой области российской "Газпромнефти". "Однако это соглашение досталось с большим трудом, после подписания прошло несколько месяцев, прежде оно стало воплощаться в жизнь. Таким образом, здесь шла речь о вынужденной реализации соглашения, поскольку власти Сербии понимали, что если оно будет сорвано, то придется забыть о российской поддержке не только в плане энергетики, но и в политической сфере, в частности, по проблеме Косово", - заявил Искендеров.

По словам политолога, нужно учитывать, что предоставление Сербии статуса кандидата на вступление в ЕС не дает ей реальных выгод с точки зрения реализации совместных экономических проектов и получения инвестиций. Дело в том, что, как полагает эксперт, гораздо более значимыми соглашениями в этой сфере являются соглашения о свободе торговли, о безвизовом режиме, допуске той или иной страны в шенгенскую зону. "В этом отношении Сербии нельзя рассчитывать на какой-то прогресс, даже Болгария и Румыния, которые вступили в Евросоюз в 2007 году, до сих пор не получили безвизовый режим, что безусловно осложняет экономическое взаимодействие этих стран со своими партнерами в Европе", - заметил Искендеров. Предоставление статуса кандидата - чисто политический шаг, утверждает эксперт. По его мнению, в ЕС хорошо понимали, что дальше откладывать решение данного вопроса неприлично, ведь это говорит и о договороспособности самого ЕС. Поэтому, отметил аналитик, когда в последний момент свои возражения озвучила Румыния, руководители Евросоюза сделали жесткое заявление, отметив, что дальше оставлять Сербию за пределами ЕС не соответствует "европейскому духу".

Однако сам по себе этот статус ничего не гарантирует, подчеркнул политолог. Он привел в качестве примера Хорватию, которая до сих пор не вошла в ЕС, хотя подавала заявку в конце 90-х годов и в течение многих лет имела статус официального кандидата. По мнению Искендерова, Турция - еще более сложный вопрос, хотя именно она могла сейчас выступить для Евросоюза важным рынком, который помог бы ему наладить реализацию экономических проектов.

"С экономической точки зрения вряд ли Сербии стоит сейчас ожидать каких-то европейских инвестиций, особенно учитывая сложную ситуацию в самом ЕС и необходимость спасать множащиеся страны, начиная с Греции и заканчивая другими странами Средиземноморья и Прибалтики. Ситуация пока далека от стабильной. Евросоюз, судя по последним заявлениям, явно не заинтересован в дальнейшем форсировании приема Сербии, и можно прогнозировать, что, по крайне мере, до 2018, а, по некоторым данным, до 2025 года Сербия едва ли может рассчитывать на полноправное членство в Европейском союзе", - заявил Искендеров.

Как сообщало ИА REGNUM, Евросоюз предоставил Сербии статус кандидата на вступление в организацию. Это произошло в ночь с 1 на 2 марта. Президент Сербии Борис Тадич поздравил своих сограждан с этим событием, сообщив, что приобретение статуса кандидата позволит Сербии рассчитывать на экономические выгоды: привлечет инвесторов и создаст рабочие места.