2 марта в Иране проходят выборы в Исламский консультативный совет (Меджлис) - высший законодательный орган страны. На один депутатский мандат претендуют в среднем 12 кандидатов. Для победы в первом туре партии достаточно набрать более 25 процентов голосов. Но окончательная расстановка внутриполитических сил в Иране станет ясна по итогам второго тура выборов, который должен состояться через две недели.

Если следовать логике бушующей в регионе так называемой "арабской весны", то этими выборами могут воспользоваться оппозиционные силы, которые должны подвергнуть сомнению их результат. Но на сей раз прогнозы экспертов не выглядят "революционными": в Иране нет прежнего противостояния между так называемыми консерваторами и реформаторами. Накануне о выходе из "игры" заявил Фронт исламского участия Ирана, который на Западе квалифицируется в качестве "реформаторского блока". Однако это не исключает наличия предвыборной интриги, - но только внутри самого правящего класса: обозначены позиции сторонников лидера страны аятоллы Али Хаменеи и президента Махмуда Ахмадинежада. Они активно критикуют друг друга, но не враждуют. Поэтому, если итоги выборов в меджлис несколько изменят соотношение сил внутри правящего класса, ждать по этой причине каких-либо "революционных потрясений" в Иране не приходится. Хотя не стоит забывать и то, что для действующего президента Ахмадинежада нынешние выборы в меджлис могут во многом определить его дальнейшую политическую судьбу: он вступает в последний год своего президентства.

Предвыборная острая дискуссия в Иране между разными политическими силами затрагивала в основном только внутренние проблемы: экономику, характер и темпы проводимых преобразований и даже нормы демократии. Поэтому для Запада, стремящегося чуть ли не каждые выборы в Иране трансформировать в сценарии "цветной революции", на сей раз не за что уцепиться. Это признал и президент США Барак Обама. По его словам, "США не известны подробности всех происходящих в Иране событий", и Вашингтон не знает, кто в Тегеране "принимает решения в то или иное время". Обама также свидетельствует, что в последние годы США "прорабатывали различные варианты действий в отношении Ирана, в том числе военные", но сейчас они "стараются урегулировать иранскую проблему дипломатическим путем". По мнению президента США, главная цель - "убедить Иран в том, что разрабатывать ядерное оружие - это не в его интересах".

Сделать это возможно, и вполне реально в следующих случаях. Если Иран, как не раз предлагала Россия, будет выводиться из международной изоляции, и если ему будет что на что менять, но не на отказ от курса на мирное освоение атома. Любопытно, что на Западе, вопреки раздающимся голосам о готовящемся военном ударе по ядерным объектам Ирана, начинает четче просматриваться именно указанная тенденция. Так, по сообщению известного европейского издания EUobserver, в марте может быть возобновлен новый раунд переговоров по иранской ядерной проблеме между "шестеркой" международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) и Ираном. Эта газета со ссылкой на дипломатические источники утверждает, что "дипломаты из Великобритании, США, Франции, России, Китая и Германии достигли принципиальной договоренности относительно предложения Ирана возобновить переговоры по его ядерной программе". Причем велика вероятность того, что такие переговоры состоятся в Стамбуле. Это подтвердил и министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу. Более того, секретарь Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Ирана Саид Джалили отметил, что Тегеран готов "добиваться в Стамбуле фундаментального прогресса на пути дальнейшего сотрудничества".

Такая формулировка приобретает принципиальное значение, свидетельствующее о том, что Тегеран стремится не ограничивать диалог с "шестеркой" одной только ядерной проблемой, но и готов выставить "пакет предложений", на который должны отреагировать США и ЕС. Если судить по некоторым признакам, Вашингтон и Брюссель могут принять такой сценарий. К примеру, в последние дни американские СМИ стали больше внимания уделять не рассмотрению вариантов нанесения военного удара по иранским ядерным объектам, а попыткам убедить Израиль изменить политическую стилистику в отношении Ирана.

Белый дом и Пентагон публично заявляют, что наносить удары по Ирану "преждевременно", так как "все еще нет ясности", воспользуется ли Тегеран имеющимися у него технологическими возможностями для производства атомной бомбы. Более того, не случайно и то, что Тегеран в Вашингтоне стали называть "рациональным игроком" на международной арене, намекая на возможность достижения с ним договоренностей. Возможно, что Запад предпринимает действия тактического свойства: "размагнитить" иранское общество, которое выглядит сплоченным перед лицом внешней угрозы. Но может быть и так, что Запад стал играть на упреждение, чтобы опередить Москву в её действиях на иранском направлении, чего ожидают в Тегеране после российских президентских выборов.

И еще. Все более ясно выявляются контуры нового сценария в действиях Запада, предусматривающего под предлогом иранской "карты" решать собственные проблемы. Так президент Обама именно с нестабильностью вокруг Ирана связал рост цен на бензин на американских автозаправках. Более того, с этой же причиной связываются решение Белого Дома расконсервировать собственные стратегические запасы нефти. В противном случае, утверждают американские нефтедобытчики и эксперты, очень скоро экономика США ощутит негативное влияние роста цен на черное золото. Одновременно звучат и заявления Тегерана о возможности перекрыть Ормузский пролив, через который осуществляется около 45 процентов мировых перевозок нефти морским путем. Сейчас высокие цены на нефть стимулируют разработки альтернативных источников энергоресурсов в самих Соединенных Штатах. Кстати, как сообщает Financial Times, на минувшей неделе три конгрессмена-демократа уже направили президенту Бараку Обаме письмо, в котором еще раз подчеркнули необходимость начать поставки нефти из государственных стратегических резервов.

Не все в США разделяют такие позиции. По мнению сенатора от Аляски Лизы Мурковски, использование стратегических запасов нефти в США даст только кратковременный эффект, и цены на топливо вновь поползут вверх. Мурковски уверена, что желание политиков и нефтедобывающих компаний найти быстрое решение проблемы в виде открытия стратегических запасов страны неправильно, и необходимо искать другие пути выхода из кризисной ситуации: начать процесс нормализации отношений с Тегераном, осуществить смену внешнеполитического курса США на Ближнем Востоке.

В этом как раз смысл еще одной интриги, поскольку иранская проблематика влияет на ход предвыборных баталий в США. С одной стороны, Тегеран заявляет о готовности включиться в общее урегулирование, но не желает до поры до времени выполнять все требования МАГАТЭ, отвоевывая позиции. Одновременно он ясно дает понять, что у него нет политического решения о создании ядерного оружия. Этому не верит Израиль, грозящий нанести военный удар по ядерным объектам в Иране. Вашингтон активно ведет с Тель-Авивом диалог по этой проблематике, временами перемешивая его "сенсационными утечками" информации. Таким образом, иранская "карта" разыгрывается самыми разными силами и в разных интересах.

И еще. Из сценария "арабской весны" будет выводиться Турция. Неслучайно последний доклад Международной кризисной группы (МКГ) получил адресное название "Тяжелые воды: иранская ядерная программа, риск войны и уроки Турции". Авторитетные эксперты призывают поддержать попытки Турции возродить дипломатический вариант решения иранской проблемы, прочно "завязать" Тегеран на переговорном процессе, и следовать к достижению цели "шаг за шагом". Главное теперь в том, чтобы Турция получила от стран "шестерки" доверительный мандат, что позволило бы сделать хотя бы первый шаг на пути вывода Ирана из международной изоляции и начала конструктивного сотрудничества. Так что нынешние выборы в Иране могут зафиксировать новую политику Запада, но никак не смену внутриполитических декораций.