"Парламентские выборы в Сербии будут назначены 13 марта, и, скорее всего, пройдут 5-6 мая. Предоставление Сербии статуса кандидата на членство в ЕС будет в полной мере использовано правящей коалицией", - заявила 1 марта корреспонденту ИА REGNUM кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Анна Филимонова.

В рядах правящей партии наступает абсолютная эйфория от того, что Сербия получает этот статус, сообщила эксперт. При этом она заметила, что эта эйфория мало соотносится с реальностью: ЕС находится в полнейшем экономическом кризисе и при этом вынужден вытаскивать те страны, которые оказались на грани банкротства, например, Грецию. Поэтому, считает политолог, прием новых членов будет неизбежно сопряжен с мерами экономии для этих стран, с жесткими правилами. "Например, Хорватия была вынуждена повысить ряд налогов - они уже приступили к жестким мерам экономии. Для граждан Сербии, экономика которой и так находится в предколлапсном состоянии, введение мер экономии по рецептам ЕС добра не принесет", - сообщила Филимонова.

Это понимают все, утверждает аналитик. Например, заметила она, Сербская прогрессивная партия во главе с Томиславом Николичем и Александром Вучичем - псевдоальтернативная, псевдооппозиционная партия популистского толка, которая в политической борьбе использует любые политические лозунги и самый широкий спектр предвыборных обещаний, - даже она понимает, что обретение статуса кандидата ничего не будет значить в практическом плане.

"Это кость, которую Запад бросил Сербии для поддержки прозападной правящей коалиции. Сербия от этого ничего не получит, потому что политика Запада по отношению к Сербии с 1991 года - это язык шантажа, угроз и беспрестанного требования уступок, которые нужны Евросоюзу. Пока нет никаких признаков того, что ЕС как-то меняет свою политику по отношении к Сербии, поэтому мы можем констатировать, что приобретение статуса кандидата - это эйфория, не подкрепленная никакими мерами со стороны ЕС", - заявила Филимонова.

По ее словам, скорее всего, "Евросоюз даже за этот условный статус будут требовать ряд уступок, но вместе с тем, это будет консолидировать ряды настоящих оппозиционных партий - Демократической партии Сербии Воислава Коштуницы, Сербской радикальной партии Воислава Шешеля. Интересы России здесь будут совпадать с оппозиционным фронтом, поскольку именно он направляет Сербию в сторону сербско-российского союза и той геополитической альтернативы, которую предлагает Россия: Таможенный союз, Евразийский союз и т.д.". Правящая коалиция, в свою очередь, однозначно поведет страну в проевропейском, прозападном русле, где интересам России места не найдется, отметила аналитик.

Вопрос о статусе спорных территорий, который возникнет при сближении Сербии и ЕС, кажется Филимоновой важным. "В Воеводине действует мощнейший венгерский сепаратизм. Там есть две партии венгров, которые нацелены на отделение, но - и это странное явление - такую мощную сепаратистскую линию отстаивает человек, который представляет Демократическую партию, входит в правящую коалицию - это Боян Пайтич. Его не контролирует даже сам Борис Тадич", - сообщила политолог. По ее словам, Воеводина уже получила свой собственный статут, который позволяет ей регулировать все внутренние дела и выходить на международный уровень. У Воеводины есть свое представительство в Брюсселе. Соответственно, полагает эксперт, в случае победы Демократической партии Воеводина будет отдаляться от Сербии, постепенно переходя под управление европейских институтов. Для России опасность при таком развитии событий заключается в том, что здесь проходит трасса "Южного потока", подчеркнула Филимонова. "Если внутренние инфраструктурные проекты будут переданы в руки воеводинской автономии, то интересы России находятся под серьезной угрозой, так как местная правящая элита Воеводины тоже настроена проевропейски", - заявила она.

Результаты выборов могут затруднить российско-сербское сотрудничество и осложнить положение сербов в Косово, а также вызвать ряд сложнейших проблем, с которыми правящая коалиция и так не смогла справиться, хотя находится у власти, по большому счету, с 2000 года, но официально с 2008, сообщила Филимонова. Реализация российских проектов, того пакета соглашений, который Россия заключила с Сербией, будет облегчена в случае изменения политического ландшафта в Сербии: тогда проблемы для Сербии и для России будет сняты, считает политолог.

Как сообщало ИА REGNUM, 27 февраля глава МИД Франции Ален Жюппе сообщил, что главы МИД Евросоюза договорились о предоставлении Сербии статус кандидата на вступление в ЕС. 1 марта комитет Европарламента по иностранным делам попросил официальный Брюссель предоставить Белграду данный статус.