Принятый в первом чтении парламентом законопроект "О правовом режиме чрезвычайного положения" перед предстоящими в мае 2012 года парламентскими выборами - "тревожный сигнал обществу и оппозиции". В частности, сигнал о том, что конституционным путем невозможно достичь смены власти в Армении. Об этом на пресс-конференции в Ереване 1 марта заявил экс-глава Центробанка Армении, сторонник оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) Баграт Асатрян, передает корреспондент ИА REGNUM.

Отметим, что, несмотря на усилия правящей Республиканской партии Армении (РПА), которая имеет конституционное большинство в парламенте, правительственный законопроект сегодня был принят в первом чтении с минимальной поддержкой - 67 "за" (количество депутатов в армянском парламенте составляет 131 - ред.). Выступили против принятия законопроекта парламентская оппозиция - партии АРФ "Дашнакцутюн" и "Наследие", поскольку документ допускает возможность использования вооруженных сил в условиях режима ЧП. Оппозиция считает также неприемлемым положение, согласно которому, монополия установления чрезвычайного положения принадлежит президенту, а парламент может только обсудить решение главы государства.

Асатрян недоумевает по поду того, что законопроект, "в силу своей неприемлемости", был принят именно 1 марта - в годовщину поствыборных событий 2008 года, когда в результате массовых беспорядков в Ереване погибли 10 человек. "Таким образом, допуская возможность втягивания армии в политические процессы, власть дает понять обществу и оппозиции, что в Армении достичь смены руководства конституционным путем - невозможно. Это прямой путь к кровопролитию", - подчеркнул он.

На его взгляд, при возникновении первых серьезных сомнений власть должна была отозвать или временно отложить обсуждение "этой важной законодательной инициативы". Обращаясь к событиям 1 марта 2008 года, Асатрян подчеркнул, что за четыре года со стороны руководства "не было сделано ничего" для раскрытия и наказания виновников гибели 10 человек.

В свою очередь депутат от фракции РПА Артак Давтян отметил, что критика коллег из оппозиции по законопроекту носит политический характер и нацелена на предстоящие парламентские выборы. "Законопроект ни в коем случае не направлен против общества и оппозиции. Здесь нет предвыборного контекста", - подчеркнул он. Парламентарий добавил, что законопроект был инициирован не внезапно: "он прошел долгий путь обсуждений, затем был представлен в парламент" (отметим, что законопроект обсуждается в парламенте в специальном режиме). Обращаясь к критике своего однопартийца Рафика Петросяна по законопроекту, Давтян заметил: "Это личное его (Петросяна) мнение, которое не всегда правильно и не совпадает с позицией партии". В ходе обсуждения законопроекта в парламенте 29 февраля член фракции РПА Рафик Петросян подчеркнул, что в законопроекте ограничены полномочия парламента. "Почему мы подписываемся под этим законопроектом и из парламента делаем "тряпку", - выразил недоумение парламентарий.

В заключение, касаясь темы 1 марта, Давтян подчеркнул, что власти, конечно, несут ответственность за мартовские события, однако это еще не значит, что в этой трагедии не имеет долю ответственности и оппозиция, которая организовала поствыборные митинги 2008 года.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, согласно законодательной инициативе, чрезвычайное положение в Армении можно ввести лишь при наличии обстоятельств, которые представляют непосредственную опасность конституционному строю Армении, в том числе в случаях, когда делается попытка силовым путем изменить или свергнуть конституционный строй и присвоить или свергнуть власть. Чрезвычайное положение можно ввести также при вооруженных мятежах, массовых беспорядках, террористических актах, оккупации или блокады конкретных объектов, действиях незаконных вооруженных формирований, национальных, расовых, религиозных конфликтах, которые сопровождаются насильственными действиями и непосредственно угрожают жизни или здоровью людей. Для обеспечения правового режима ЧП можно использовать силы и средства полиции, национальной безопасности и государственных полномочных органов безопасности.