"Спасая Грецию от дефолта, Евросоюз всего лишь выигрывает время и пытается успокоить рынки. Конечным результатом прекращения сиюминутной паники вокруг Греции является стабилизация еврозоны и создание финансовой защиты для Италии и Испании. При этом частные инвесторы Греции вынуждены будут списать 53,5% греческой задолженности, что создает опасный прецедент, которым могут воспользоваться Португалия, Италия и Испания", - утверждает эксперт латвийского банка Rietumu Игорь Зуев.

Формальным результатом переговоров явилось решение Брюсселя в обмен на беспощадное сокращение бюджетных расходов выделить Греции второй кредит в размере 130 млрд евро с тем, чтобы к 2020 году та сократила отношение госдолга к ВВП до 120,5%. "Большая часть выделенных средств из последнего пакета помощи пойдет на обеспечение обмена и поддержку греческого банковского сектора. В частный сектор будут влиты 30 млрд евро; на рекапитализацию греческих банков будет потрачено 23 млрд евро; около 35 млрд евро будут использованы для выкупа бондов. Таким образом, на оживление экономики, которое критически необходимо для снижения долгового бремени, выделены сущие гроши", - полагает эксперт.

По мнению Зуева, при решении долговой проблемы Греции ЕС и само греческое правительство пренебрегли интересами частных инвесторов, что чревато многочисленными судебными исками и разбирательствами. Хедж-фонды, скупавшие в свое время греческие госбумаги у банков, будут судиться с греческим правительством на основе нарушения основных прав держателей бондов и с большими видами на успех предприятия.

"Греческое правительство договорилось с частными кредиторами о добровольном списании 53,5% задолженности, что сократит общую задолженность Греции с 347 до 240 млрд евро, т.е. на 107 млрд евро. Тем временем ЕЦБ будет распределять прибыль от принадлежащих ему облигаций Греции между национальными Центробанками стран еврозоны, которые будут направлять деньги своим правительствам для помощи Афинам до 2020 года. При этом никаких положений об обязательном дальнейшем перераспределении этих средств нет, что лишний раз говорит о пренебрежении долгом частным кредиторам. Налицо создание опасного прецедента по списанию задолженности перед частными инвесторами. Списывая долг перед частными кредиторами и исключая из этой схемы институциональный сектор, разработчики такого обмена разделяют госдолг страны на два типа - на субординированный, и на тот, который будет обслуживаться в полном размере. ЕЦБ приобрел долговые обязательства Греции, по разным оценкам, на 40-45 млрд евро. Национальные центробанки держат в греческих гособлигациях еще порядка 12 млрд евро. И в то время, как институциональный сектор не потеряет ничего, списания частного сектора были увеличены с предлагаемых ранее 50% до 53,5%, того, чтобы достичь цели в 120% госдолга от ВВП. При списании на 50% этот показатель снизился бы до 129%, что не вписывается в установленный на декабрьском евросаммите целевой ориентир по госдолгу на уровне 120%. С учетом процентных выплат потери превысят 70%. Частные инвесторы купили греческих гособлигаций примерно на 240 млрд евро. Загвоздка в том, что часть этих бумаг (от 25 до 40 млрд евро) были выпущены по английскому праву. Среди них есть бумаги, выпущенные после 2004 года, которые требуют для реструктуризации согласия не менее 75% держателей, а есть более ранние, требующие согласия 66% инвесторов. Но львиная доля облигаций подпадает под греческое право, где нет ни слова о положении коллективного действия (CAC). Однако греки не увидели в этом никаких проблем, и быстренько пропустили через парламент страны новый закон о введении CAC, придавая закону обратную силу, иначе говоря, принимая его задним числом. С введением этой нормы госдолг может быть реструктуризирован при согласии значительного большинства держателей, а тем, кто окажется в меньшинстве, придется в "недобровольном" порядке подчиниться этой норме для достижения необходимого уровня участия частного сектора, который, по оценке МВФ, должен составлять 95%", - пояснил Зуев.