В Санкт-Петербурге в Российском этнографическом музее (РЭМ) сегодня, 29 февраля, открывается выставка "Уральские староверы в начале XXI века". Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в музее, основу выставки составляет коллекция, переданная в дар Российскому этнографическому музею Натальей Литвиной - исследователем, изучавшим духовные и материальные традиции русских старообрядцев-беспоповцев (поморцев) Верхнего Прикамья (Пермский край), а также музеологом и археографом, научным сотрудником архива РАН (Москва).

Также на выставке представлены предметы, собранные сотрудниками РЭМ в начале XXI века в той же местности. В экспозиции "Уральские староверы в начале XXI века" представлены еще сохранявшиеся во второй половине XX - начале XXI века старинные виды русской одежды: верхней - шабур, пониток, а также надевавшиеся на коллективные моления сарафаны-дубасы, в комплекте с рубахой и поясом. Представлены также тканые, плетеные пояса.

В музее подчеркнули, что традиционное самоограничение в контактах с нестарообрядцами способствовало более длительному сохранению самобытных черт в поселениях староверов. Старинные виды одежды встречались в Верхокамье вплоть до начала XXI века. Это позволяет сегодня с точностью воссоздавать традиционный облик староверов-поморцев. Так, женщины буквально до последнего времени надевали на коллективные моления сарафаны-дубасы, в комплекте с рубахами и поясами. Начиная с праздника Пасхи и до Успения Богородицы, они носили белую рубаху, а в остальную часть года - темную. В качестве верхней одежды продолжали носить шабур, пониток, кафтан. Нередко одежду шили из современных тканей, но ее покрой соответствовал традиционным нормам.

Вещевые и фотоматериалы знакомят посетителей выставки с особенными нормами благочестия, характерными для уральских староверов: использование холщовых лестовок - старообрядческие четки, специальных чехлов для переноски богослужебной книги и индивидуальной посуды. В староверческих семьях и в начале XXI века при выпечке хлеба для закваски используют не дрожжи, а брагу из проросшей ржи и овса. Перед каждой трапезой произносят 12 раз Исусову молитву и 17 раз - по ее завершении. Во всех обрядовых ситуациях (на фотографиях, представленных на экспозиции, видна служба, проводимая в праздник Преображения Господня) сохраняется особое отношение к огню, добываемому старинным способом - от древесного угля, из печи. От этого огня зажигают березовую лучину, от лучины первую свечу и от нее уже все остальные свечи.

Напомним, что русское старообрядческое население Верхнего Прикамья формировалось на протяжении XVIII века, главным образом, за счет переселенцев из Центральной России и Поволжья, бежавших на Урал от преследований за веру.