"Результаты переговоров между Белградом и Приштиной о статусе Косово можно охарактеризовать как полный провал", - заявила 27 февраля корреспонденту ИА REGNUM кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Анна Филимонова.

По мнению эксперта, это полный провал как переговоров 2006-2007 гг. под эгидой "мирового сообщества", на которые Приштина выходила с одним словом: "независимость", так и тех раундов переговоров, которые были начаты в марте 2011 года под руководством Борислава Стефановича с сербской стороны и Эдитой Тахири с албанской. "В результате переговоры Белград - Приштина, начатые в марте 2011 г. и названные "техническими", на деле стали обходным маневром с целью добиться того, что не удалось получить Приштине и ее международным покровителям в ходе переговоров 2006-2007 гг. - независимости и сокращения прав сербов", - отметила политолог.

По словам Филимоновой, только декларируется, что сербам будут предоставлены все права человека в мультинациональном Косово, на деле это совершенно не так. За все четыре года, которые прошли с момента провозглашения Приштиной независимости, утверждает эксперт, ни одно из прав сербов не было реализовано. Об этом говорит заместитель председателя союза сербских общин Косово Марко Якшич, сообщила аналитик.

"Все заявления Белграда, что он не признает Косово, полностью расходятся с действительностью. В плане признания де-факто Белград пошел на многие меры, и ключевой мерой является признание таможенных печатей Косово. Таможенными печатями располагает только государство, и совершенно неважно, что стоит на них - может быть хоть портрет сербского царя Душана, хоть малозначимая надпись. Сам факт существования таможенных печатей говорит о признании Косово как государства", - заявила Филимонова. По ее словам, признание де-юре тоже имеет место: Косово сможет выступать под собственным именем на международных форумах.

"Белград согласился на его наименование по странной формуле - "Косово*". Именно так - Косово со сноской, в которой указано, что "это название не определяет юридический статус Косова и соответствует Резолюции 1244 и решению Международного суда (МС) о косовской декларации независимости". Резолюция 1244 передает край во временное управление международной администрации до определения статуса края в результате переговоров. "Международным сообществом" решение МС однозначно трактуется как поддержка независимости Приштины. Именно на этом аспекте акцентирует внимание и сама Приштина, полагая признание своей независимости Сербией делом решенным", - сообщила эксперт.

Также политолог назвала сноску к названию Косово "лукавой": если бы она основывалась на резолюции 1244, то за Косово должна подписываться администрация ООН, а если Косово выходит под своим именем, то это формула, выдуманная Белградом и Приштиной, - пустая формулировка, не имеющая ничего общего с реальностью.

"Резолюция 1244 не соблюдается никем, и "международное сообщество", и Белград, и Приштина основываются на решении Международного суда о том, что декларация о независимости Косово не противоречит международному праву. Можно с сожалением констатировать, что Белград заявляет, будто не признает Косово, из предвыборных целей. На деле де-факто и де-юре признание уже состоялось", - считает Филимонова. Как сообщало ИА REGNUMM, 24 февраля Сербия и самопровозглашенное Косово достигли соглашения по ряду вопросов. Белград признает за Косово право участвовать в международных конференциях и в региональных организациях на Балканах. Теперь Косово может сделать это под своим названием со ссылкой на резолюцию Совета безопасности ООН номер 1244, которая установила на территории провинции временную администрацию ООН. Кроме того, Белград и Приштина также договорились о совместной охране спорной границы.