Вечером во вторник, 21 февраля в Махачкале Комиссия по помощи в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить экстремистскую и террористическую деятельность, рассмотрела ходатайства девяти бывших боевиков, решивших вернуться к мирной жизни. Бывшие члены незаконных вооруженных формирований просили Комиссию оказать им содействие в смягчении наказания. Среди них были и осужденные, которые просили содействовать в условно-досрочном освобождении. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, ходатайства четырех человек Комиссия удовлетворила. Просьбы остальных пока отклонены по разным причинам. Некоторым было отказано потому, что их дела находятся на стадии предварительного расследования и обвинения пока предъявлены не по всем статьям, по которым они подозреваются. Другим было отказано потому, что они не полностью раскаиваются в содеянных преступлениях и не идут на сотрудничество со следствием.

Напомним, что данная Комиссии была образована указом главы Дагестана Магомедсалама Магомедова в ноябре 2010 года. В состав комиссии вошли представители правоохранительных органов, а также религиозных и общественных организаций. Возглавляет комиссию депутат Государственной думы Ризван Курбанов, ранее работавший первым вице-премьером правительства Дагестана. За время своей работы комиссия поддержала ходатайства около 50 боевиков.

Комиссия в течение примерно трех с половиной часов беседовала с бывшими боевиками, выясняли мотивы ухода в "лес", тяжесть совершенных ими преступлений и искренность их намерений вернуться к мирной жизни. Например, житель Дагестана Гасан Курабеков рассказал комиссии, как после чтения религиозной литературы и под влиянием так называемых амиров ушел в лес. Спустя три месяца, осознав, что встал на преступный путь, вернулся домой и обратился в Комиссию. Он участвовал в обстреле РОВД города Дагестанские Огни, во время которого никто не пострадал.

Другой обратившийся в Комиссию, Ислам Келяев, был задержан с оружием и боеприпасами, когда выехал из села Гимры Унцукульского района вместе с другими членами банды по заданию главаря. Он признал свою вину, раскаялся и оказал содействие следствию. Келяев обвиняется по статье 208 часть вторая УК РФ. Он просил комиссию способствовать смягчению его наказания. Ризван Курбанов попросил назвать тех, кто его завербовал. В ответ Келяев назвал имена тех, чьи видеообращения он слушал, и заявил: "Они, ложно толкуя аяты Корана, хадисы, вводят людей в заблуждение. Я очень рад, что меня вовремя задержали и я не успел ничего натворить".

По словам матери Келяева, их семья в последнее время жила в городе Сочи. Келяев, учившийся заочно в Махачкале, приехал на сессию и в это время связался с боевиками. "Мой ребенок все больше и больше увлекался интернетом. Я верующая, но далека от религии. Меня он, естественно, слушать не стал бы, так как я не смогу ему сказать то, что он хочет услышать по религии. Те люди, с которыми он общался, рекомендовали ему определенную литературу. И он им слепо верил. Он слушал пропаганду через наушники. Многие молодые люди в Махачкале ходят с наушниками. Вся молодёжь идет не в том направлении", - рассказала Келяева.

С просьбой смягчить приговор обратилась также уроженка села Ясная поляна Кизлярского района Сайганат Исаева. По совокупности совершенных преступлений, предусмотренных статьями 222 и 208 часть 2 УК РФ, она была осуждена Кизлярским районным судом к трем годам лишения свободы. Ее гражданский муж был членом НВФ и разыскивался за совершение ряда преступлений. По версии следствия, она добровольно вступила в ряды НВФ в апреле 2011 года и укрывала гражданского мужа, вооруженного автоматом. Сейчас Исаева обжаловала приговор Кизлярского райсуда в кассационном порядке.

"Исходя из своей религии, слов "джаид" - это воин Аллаха, которые борется со злом. Я не думала, что наши "джаиды" борются таким способом, пользуясь женщинами, подготавливая их на взрывы. Неужели наш пророк Мухаммад, имея 13 жен, отправлял их на взрывы? Почему сегодня мужчины используют слабых женщин?" - обратилась она через телевиденье к тем, кто находится в лесу, к женщинам, которые поддерживают и оказывают содействие боевикам.

По словам Исаевой, она, как любая женщина, хотела выйти замуж, иметь счастливую семью. "Мой муж меня принудительно забрал с собой. Я старалась быть покорной Всевышнему и боялась ослушаться мужа. Два месяца он меня держал в своем лагере, хотя я не раз просила, чтоб отпустил меня, потому что это не место для женщины", - рассказала Исаева. На вопрос, каким образом у нее оказался автомат, Исаева ответила так: "Потому что муж говорил, чтобы я держала его в руках. Я сказала, что оружие не для женщины. У женщины совсем другая задача перед Всевышним. Тогда он начинал нервничать, ругал меня. Чтобы не было скандала между мужем и женой, я сдерживала себя. Видит Аллах, не было у меня намерения пользоваться этим оружием".

Одним из тех, чье ходатайство Комиссия пока отклонила, был Нариман Мирзамагомедов 1970 года рождения, уроженец Хивского района. В 2005 году он участвовал в конфликте вокруг Джума-мечети в городе Дербент на стороне группировки "Шах-салам", после чего стал приверженцем вооруженной борьбы. По его словам, к такому решению его подтолкнула также гибель его племянника, который входил в отряд полевого командира Исрапила Валиджанова. Мирзамагомедов занимался вербовкой, снабжением, оборудованием блиндаже в лесу, лично участвовал в нападения на сотрудников правоохранительных органов. В октябре 2011 года в Махачкале вместе с двумя другими боевиками он был блокирован сотрудниками правоохранительных органов. По версии правоохранительных органов, он пытался выйти из окружения, стрелял в сторону полицейских. После того, как не удалось прорваться из оцепления, вернулся обратно в здание. Затем в результате длительных переговоров Мирзамагомедов и его товарищ сдались.

Первоначально Мирзамагомедов отказывался давать показания, однако накануне заседания в присутствии сотрудников Комиссии рассказал о своем участии в НВФ. Некоторые эпизоды своей преступной деятельности он изложил и на заседании Комиссии. Он заявил, что раскаивался еще в "лесу", а ао время блокирования сдался сам, не стрелял в полицейского, а гранату бросил и взорвал прямо перед собой, по счастливой случайности отделавшись легкими осколочными ранениями. Мирзамагомедов призвал боевиков и "амиров" оставшихся в лесу, сложить оружие и прекратить бессмысленные убийства.