9 апреля в Баку прибудет представительная делегация Североатлантического альянса (НАТО) для подготовки к третьему этапу Плана индивидуального партнерства (IPAP) между Азербайджаном и этой международной военной структурой. В ходе переговоров, которые продлятся до 13 апреля, в центре внимания будет исполнение пунктов этого плана, а также процесс реформ. Имеются сведения о согласии Азербайджана ускорить приведение своих Вооруженных Сил к соответствию стандартам НАТО: "Выступив на эту тему в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, - сообщал источник ИА REGNUM источник в азербайджанских военных кругах, - президент Азербайджана заявил, что очередной этап реформ по IPAP можно ускорить".

По его словам, третий этап IPAP охватывает 2012 и 2013 годы. Документ состоит из четырех разделов и включает вопросы политики и безопасности, обороны, общественного информирования, гражданского чрезвычайного планирования, науки и окружающей среды, а также административные вопросы, безопасность информации, ресурсы и правовые вопросы. Первый этап IPAP был утвержден в 2005 году; с того времени успешно выполнено два этапа, что высоко оценивают официальные представители НАТО. По мнению того же источника, стремление Азербайджана под крыло НАТО подогревается его желанием обеспечить себе более выгодную стратегическую роль в регионе. И если раньше, по его словам, оно сдерживалось опасениями негативной реакции Тегерана, то ныне, "когда роль и место Тегерана в мире сведены практически до минимума", можно открыто обсуждать свои геополитические приоритеты: "и никто не разгласит военной тайны, заявив: да, Азербайджан хочет вступить в НАТО".

На вопрос, а как же стремление Азербайджана интегрироваться в НАТО сочетается с его членством в организации Движения неприсоединения, источник ответил, что Баку в своих внешнеполитических движениях никогда и не был особенно последователен. "Кроме того, военные базы НАТО могут быть размещены на территории страны, даже если Азербайджан и не войдет в состав Альянса. Дело в том, что после августовских событий 2008 года в Военную доктрину Азербайджана были внесены изменения: теперь на нашей территории могут размещаться иностранные военные базы, если ситуация в регионе чересчур осложнится".

Как отмечает военный эксперт Узеир Джафаров, "если НАТО при всех многочисленных и труднопреодолимых "но" все-таки стремится интегрировать Азербайджан в свои ряды, то причин тут несколько, и первая - геополитическая: НАТО стремится удерживать под своим колпаком все страны, находящиеся по соседству с Ираном и Россией, в то же время вбивая геополитический клин между Тегераном и Москвой. А во-вторых, Вашингтон, конечно, не прочь повторить с Азербайджаном свой излюбленный трюк: вместе с прибылями от нефтяных проектов у страны появится и возможность закупать новое вооружение, и уж тут американский военно-промышленный комплекс, само собой, не упустит своего шанса стать основным поставщиком: погрязшая в коррупции "нефтяная монархия" - клиент слишком жирный, чтоб его упускать! Третий довод в пользу Азербайджана - это его энергетическая привлекательность для Запада. Таким образом, у обеих сторон есть свои резоны стремиться к интеграции Азербайджана в НАТО".

"Что от этого выиграет Азербайджан - пока, по большому счету, неизвестно. Хотя понятно, что дорога в НАТО выглядит трудной, полной крутых подъемов, сорваться с которых под хохот недоброжелателей куда легче, чем пройти этот путь до конца... Пока позиция официального Баку такова: вступление в НАТО как таковое - отнюдь не самоцель, а лишь один из возможных элементов обеспечения безопасности государства. Но я не думаю, что президент Азербайджана, кстати выпускник МГИМО, то есть дипломированный дипломат, не имеет собственных планов относительно будущего Азербайджана. Но, думаю, он все же найдет приемлемый для Азербайджана вариант. Мы же не можем опытному хирургу советовать, как оперировать своего больного, или известному писателю - о чем писать, так что Ильхам Алиев, как опытный дипломат, наверняка, имеет свои определенные планы", заявил в свою очередь сопредседатель Социал-Демократической партии Азербайджана Араз Ализаде.