За последние несколько лет прибыль банковской системы Армении возросла вдвое. После кризисного 2009 года, когда прибыль банковской системы в годовом разрезе сократилась на 45%, в 2010 и 2011 гг. банкиры побили все рекорды. В 2010 году была обеспечена прибыль, более чем в два раза превышающая показатель 2009-го, а в 2011 году рост прибыли составил порядка 1/3 — до 43 млрд драмов. Такими темпами в Армении после кризиса растет лишь горнодобывающая сфера, что обусловлено мировой конъюнктурой цен на металлы.

Известно, что в период кризиса банковская система Армении не пострадала. Точнее, потеряла в весе и в прибыли, но стрессов ей удалось избежать, благодаря неплохой ликвидности, а в большей степени государственной поддержке — прямой и косвенной. Прямая заключалась в реализации в экономике части кредитных средств, полученных государством от иностранных доноров ради спасения макроэкономической ситуации, посредством банков. Опосредованная же поддержка заключалась в неимоверных потугах правительства Армении по поддержке денежной среды путем реализации на внутреннем рынке внешних резервов государства.

Эти меры, приведшие к резкому увеличению внешнего долга государства и критическому сокращению ее внешних валютных резервов, дали мощный толчок банковской системе. Последняя, почувствовав стабильность финансового рынка даже при шторме в социальной и экономической сферах, принялась активно наращивать внешние заимствования и резко увеличивать кредитование. Так, согласно главе Союза банков Армении Ашоту Осипяну, только привлеченные коммерческими банками из внешних источников средства в 2011 году составили 183 млрд драмов (порядка $500 млн). В целом, по итогам прошлого года активы банковской системы возросли на треть — до 1,074 трлн драмов (около $2,9 млрд).

На руку армянской банковской системе сыграл (помимо действий правительства во главе с экс-главой Центрального банка Тиграном Саркисяном) и легкий испуг в период кризиса, который стал стимулом для повышения эффективности деятельности и усиления конкуренции. Все это вкупе способствовало наращиванию системы, появлению новых филиалов банков (+ 32 филиала за год), дополнительных видов услуг и росту вкладов населения от возросшего притока частных трансфертов из-за рубежа, росту показателя соотношения кредитования к ВВП. К концу 2011 года показатель кредитования к ВВП составил без малого 35%.

Рост вкладов населения (429,5 млрд драмов на конец года) в 2011 году составил 36%, что объясняется лишь увеличением притока частных трансфертов, поскольку показатели роста заработной платы и экономической активности в разы ниже темпа роста вкладов. Некоторым образом на эту статистику влияет и вялотекущий процесс вывода наличности из тени.

Однако, по всей видимости, 2012 год станет не таким успешным. Основные риски прогнозируются на внешнеэкономических рынках, в частности, на рынках основных партнеров Армении — Евросоюза и России. Осипян утверждает, что приоритетной задачей банковской системы Армении в 2012 году станет вопрос управления рисками. Речь идет, как о ликвидности, так и о кредитовании. По части кредитования он видит неучтенные риски в сфере сельского хозяйства, кредитование которого серьезно увеличивается, в том числе и благодаря государственному стимулированию. Неучтенные риски сельского хозяйства лежат в плоскости возможных плохих природно-климатических условий, отмечает Осипян.

Однако, на наш взгляд, здесь глава Союза банков несколько преувеличивает, поскольку кредитование сельского хозяйства составляет менее 8% от всего кредитного портфеля экономики Армении. Кроме того сельхозкредиты обеспечены материальным залогом. Большую опасность несут не природные катаклизмы, а экономические риски, поскольку, будучи импортоориентированной, экономика вкупе с финансовой системой Армении более зависимы от внеэкономических факторов: мировых цен на металлы, цен на углеводороды (как следствие — ситуация в экономике России и сокращение частных трансфертов в связи с этим). Если сельхозкредитование составляет лишь 74 млрд драмов, то такие лидирующие отрасли как торговля — 275,7 млрд драмов, финансовая и страховая деятельность — 96,1 млрд драмов, ипотечные кредиты 110,2 млрд драмов и потребительские кредиты — 217,3 млрд драмов. Это те сферы, по которым внешние риски ударят в первую очередь.

Именно последние два фактора, вкупе с лопнувшим строительным пузырем, стали причиной лихорадочного поиска путей спасения банковской системы Армении в 2009 году. Тогда получилось оградить в том числе и банковскую систему от потрясений, как уже отметили, за счет троекратного увеличения государственного долга и сокращения внешних резервов. В 2012 году в случае чего этих резервов использовать не получится: внешний долг возрос до 40% от ВВП, что при текущей ликвидности экономики Армении является почти предельным порогом, а уровень внешних валютных резервов страны — на минимуме.

В этом случае государству, Центробанку придется повышать нормативы коммерческих банков по ликвидности, на что указывает и директор по развитию «Америабанка» Тигран Джрбашян. Продолжая его мысль, можем отметить, что тем самым ношу рисков будет нести сама система с ее внутренними ресурсами. Это, кстати, будет тормозить развитие банковской системы в плане ее количественного роста, но приведет к большему качеству. Впрочем, самое время сделать это, что дополнит бурный рост системы за последние 2 года качественным содержанием и обеспечит ее устойчивость перед возможными внешними шоками.

Рубен Грдзелян