Дмитрий Семушин: "Циркумполярная" лженаука - против Русской Арктики

Москва, 21 февраля 2012, 01:04 — REGNUM  

Официально объявленная программа деятельности норвежского Баренцева региона в России включает пять направлений. Направление третье - "признание традиционных и культурных нужд, ценностей и интересов коренных народов Арктики". Здесь в связи с нынешней норвежской стратегией мягкой силы в Баренцеве регионе надо обратить внимание на продвигаемую Западом в Россию псевдонаучную теорию "циркумполярной цивилизации". Определение "циркумполярный" - от английского "circumpolar", т. е. "окружающий полюс", "находящийся за полярным кругом". Понятие "циркумполярная цивилизация" можно заменять русским - "арктическая цивилизация". Концепция циркумполярной цивилизации зародилась в рамках получившей второе дыхание в социальных науках с 1980-х гг. цивилизационной методологии. Если для начала отвлечься от теории цивилизаций, то реальное состояние дел в Заполярье таково. В настоящее время к числу приарктических суверенных государств следует отнести восемь стран: Данию (Гренландия), Исландию, Канаду, Норвегию, Россию, США, Финляндию, Швецию. Эта восьмерка имеет свои собственные территории за полярным кругом. Однако водными акваториями в Ледовитом океане обладают, за исключением Финляндии и Швеции, только шесть вышеназванных стран. Очевидно, что приоритетом деятельности каждого из названных государств в приарктическом регионе является защита собственных национальных интересов.

Когда же речь заходит о цивилизациях, то дело принимает иной оборот - взаимного их противостояния. В современном приарктическом регионе обычно называют три действующие сейчас цивилизации: европейскую, северо-американскую и евразийскую. Но это неверно. Правильней было бы говорить всего лишь о двух цивилизациях, господствующих в настоящее время в Арктике - это Запад и Россия (Евразия). Определенным свидетельством в пользу означенного деления является то, что морские арктические государства США, Канада, Дания, Исландия и Норвегия входят в единый военный союз, основывающийся на общих цивилизационных ценностях - НАТО. В этом случае цивилизация Запада придерживается идейно-политической концепции стратегического кооперативного единства, на основе провозглашаемых либеральных духовно-нравственных ценностей. В конкретной части нашей планеты, как Арктика, Североатлантический союз цивилизации Запада направлен своим военным острием против России. Отметим, что цивилизация Запада в приарктическом регионе базируется, помимо прочего, еще на близости германской языковой семьи и общей религиозной основе - иудеизированном христианстве, протестантизме. Ментальный фактор протестантизма нельзя сбрасывать со счетов, он предполагает у наших геополитических противников чрезвычайную организованность, расчетливость и точное целеполагание при соперничестве в Арктике. Наш исторический опыт свидетельствует, что эти частные, как казалось бы, обстоятельства в прошлом стоили нам всегда больших потерь и чрезвычайных усилий при прямых или непрямых конфликтах с протестантскими народами цивилизации Запада. Не трудно заметить еще и то, что Запад в Арктике представлен двумя этническими блоками -скандинавами и англо-саксами. В последнем случае речь идет об их колониях в Новом свете. В одном варианте (США) колонии совершенно оторвались от своей метрополии и обрели глобальное могущество. В другом же (Канада) они сохраняют формальные связи со своей метрополией - Англией. Как цивилизация Запада, так и Евразия (Россия) завладели арктическим регионом и колонизовали его в исторические времена на нашей письменной памяти. Хронологически этот процесс хорошо прослеживается. Осуществить это и Западу, и Евразии (России) удалось вопреки воле приарктических народов, очевидно, благодаря именно своим преимуществам, как цивилизаций. Выход как государств, так и цивилизаций в циркумполярный мир проходил по меридианальным направлениям с Юга на Север. Следовательно, можно с определенностью утверждать, что человеческие цивилизации возникли и развились в южных широтах, а потом завладели приарктическими территориями. В настоящее время две цивилизации вступили в борьбу за ресурсы и территории в Арктике. При этом одна из них - Россия ослаблена десятилетиями Смуты. Как цивилизация она находится в кризисном состоянии, ее защитные цивилизационные коды ослаблены. Свидетельством "мягкой" формы борьбы Запада против России за Арктику в идеологической сфере и является концепция "циркумполярной цивилизации".

Продвинутая Западом в Россию эта цивилизационная теория утверждает, что, помимо пришедших в приарктический регион современных цивилизаций Запада и Евразии, здесь функционирует своя оригинальная цивилизация коренных и малочисленных народов Севера - "циркумполярная цивилизация". Не трудно заметить, что в отличие от цивилизаций Запада и Евразии, расположенных, как говорилось в меридиальном направлении, циркумполярная цивилизация располагается в широтном направлении и замкнута арктическим кругом. Подобное "наложение" трех цивилизаций в Арктике теоретики циркумполярной цивилизации по-научному мудрено именуют "многослойной и мультимодальной целостностью". Иначе еще говорят о "полиэтнической, многофакторной арктической цивилизации". Таким образом, приарктические районы Российской Федерации - это одновременно и территория некой общей циркумполярной цивилизации, и северная часть Русского мира - евразийской, русской цивилизации.

Однако не трудно заметить, что у циркумполярной цивилизации нет какого-либо центра. Нет у нее и каких-либо типичных институтов, присущих человеческой цивилизации. Входящие в ее широтный круг народы во многих случаях никогда не контактировали и даже не соприкасались друг с другом. Напомним, что протяженность северного полярного круга планеты Земля составляет 15.948 км. В связи со всем этим теория циркумполярной цивилизации весьма уязвима для критики. В частности, она разрушается простым логическим умозаключением. Адептам циркумполярной цивилизации надо задать простой вопрос: когда она возникла? Очевидно, что в той социально-экономической реальности, в которой застали северные коренные народы русские, норвежцы и т. д., они существовали с момента окончания Ледниковой эпохи, т. е. 10-12 тыс. лет до Р. Х. Означает ли это, что циркумполярная цивилизация является древнейшей цивилизацией на планете, поскольку известные исторической науке первые человеческие цивилизации возникли в Месопотамии и долине реки Нил 4-5 тыс. лет до Р. Х? Очевидно, что нет. Тем не менее, отдельные фантазеры сейчас пошли еще дальше в глубь веков. Они утверждают, что циркумполярная цивилизация существовала уже в межледниковый период, т. е. 35-30 тыс. лет до Р. Х. В этом случае мы спросим, а какие цивилизации помимо нее в это время существовали в других районах планеты Земля? Что нам известно в этой связи о цивилизациях у неандертальцев? Т. е. удревление явления циркумполярной цивилизации обнаруживает саму абсурдность проблемы. Очевидно, что здесь мы нашли главный порок теории циркумполярной цивилизации. Более того, в основе своих построений она противоречит самому классическому определению цивилизации. Цивилизация - это определенный уровень развития материальной и духовной культуры социума. Цивилизация как качественное состояние превосходит и отрицает варварство и первобытное общество. Что касается коренных народов Севера, то на момент соприкосновения их с русскими, норвежцами и т. д. их социально-экономические реалии однозначны. Мы имеем дело с первобытным обществом. Таким образом, согласно другому определению, цивилизация - это стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня социальности. Но в случае с "циркумполярной цивилизацией" как раз какой-либо стадиальности, качественного отличия достигнутого уровня от предшествующего состояния мы не наблюдаем. Согласно другому определению, цивилизация - это локализованное во времени и пространстве общество. Но в случае с циркумполярной цивилизацией мы как раз какой-либо определенной локальности и четких временных рамок опять же не наблюдаем. На практике мы имеем дело с конгломератом часто не соприкасавшихся и не соприкасающихся во времени и пространстве крайне малочисленных этносов охотников, рыбаков и кочевых оленеводов.

Поскольку научных исторических оснований для содержательной стороны циркумполярной цивилизации нет, то спекуляции на ее тему начинают опираться, с одной стороны, на мистику (колдуны и бубен шамана), а, с другой, на лженауку. Последняя получила особое распространение в постперестроечной России. В частности, это касается арктических древностей. Классикой жанра в теме циркумполярной цивилизации являются, разумеется, в первую очередь, сочинения о Гиперборее Валерия Демина (1942-2006). Тема, как кажется, стала модной и последнее время пополнилась и другими сомнительными с научной точки зрения легковесными сочинениями, которыми в России сразу же стали пользоваться адепты теории циркумполярной цивилизации.[1]

В этой связи заметим, что мифическая прошлая циркумполярная цивилизация не оставила после себя никаких следов в археологии, которые свидетельствовали бы именно о цивилизационном измерении явления, т. е. следов городов, культовых и общественных сооружений и т. д. Что в этом случае отвечает наша лженаука и наши псевдоученые? Они говорят, что циркумполярная цивилизация - это особая цивилизация в истории человечества, обеспечившая гармоническое существование человеческого сообщества и природы. Т. е. в ход идет модная ныне экология. Экологическая характеристика циркумполярной цивилизации и гарантировала ее, по мнению лженауки, от каких-либо археологических следов. Более того, псевдоученые даже утверждают, что следы древней циркумполярной цивилизации покоятся на дне Ледовитого океана. Т. е. в данном случае, получается, мы имеем дело с некой новой Атлантидой.

Мы продемонстрировали возможности логики в развенчании теории циркумполярной цивилизации. Но дело принимает для последней совершенно безнадежное положение, когда мы начинаем знакомиться с подлинными историческими реалиями. Так, в 1572 г. вся пустозерская самоедь, предки части современных ненцев округа Нарьян-Мара, числом составляли 19 чумов, всего 49 человек мужчин налогоплательщиков.[2] В 1716 г. пустозерская и югорская самоедь восстала против русского владычества. Вся самоедская "повстанческая армия" насчитывала тогда 50 человек! Перейдем теперь на территорию современного Кольского полуострова. В 1623 г. вся терская лопь, т. е. лопари, проживавшие к востоку от линии Кандалакша-Кола, составляла 156 человек налогоплательщиков. А кончанская лопь, т. е. лопари, проживавшие к западу от линии Кандалакша-Кола - 147 тяглецов. [3] Это значит, что все саамское население на обширном пространстве Русской Лапландии в нач. ХVII в. не превышало 1000 человек. О какой циркумполярной цивилизации в случае Колы и тундры Пустоозера может идти речь при подобных величинах народонаселения в прошлом? И сейчас фактор малочисленности коренного населения Севера в приарктических регионах был и остается повсеместным.

Чтобы окончательно понять лженаучность теории "циркумполярной цивилизации", необходимо обратиться к великому достижению нашей отечественной историографии конца ХХ в. - сочинению академика Леонида Милова "Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса". В нем в числе прочих научных вопросов разбирается проблема прибавочного продукта в традиционном хозяйстве и влияние величины его на основные параметры и особенности российской цивилизации. В связи с этой работой акад. Л.Милова становится понятно, что традиционная экономика северных народов чисто из-за климатических особенностей Арктики не была способна создать прибавочный продукт. Этот базовый параметр не давал возможности к усложнению социальной организации для создания институтов цивилизации, к выделению в обществе людских групп, специализирующихся на иных общественных функциях, чем хозяйство и родовое управление. В итоге, ни один из северных народов не смог создать социальной структуры из профессиональных воинов, жрецов и торговцев. Это предопределило и такое базовое ограничение для их культуры, как отсутствие собственной письменности.

Таким образом, циркумполярная цивилизация - это типичный симулякр, иными словами, понятие, не имеющее означаемого объекта в реальности. И этот мнимый объект, если и достоин изучения, то только для того, чтобы определить истинные цели идеологов, его породивших. Продвигаемая Западом в Россию лженаучная теория "циркумполярной цивилизации" нашла благодатную почву в недавно созданном в Архангельске Северном (Арктическом) Федеральном университете. Многолетняя грантовая политика норвежского Баренц-секретариата сделало САФУ вообще чрезвычайно восприимчивым ко всякого рода сомнительным внешним новациям. Исследовать "циркумполярную цивилизацию" взялся возглавляемый проф. Ю.Лукиным Институт управления и регионологии САФУ. Целое научное направление этого учреждения еще в 2009 г. было переименовано с прежнего "Регионология: северное регионоведение" в новое - "Арктика, северное регионоведение, циркумполярная цивилизация" (научные руководители - проф. А.А. Дрегало, проф. Ю.Ф.Лукин, проф. В.И.Ульяновский). Сейчас тема циркумполярной цивилизации включена в рамки перспективных направлений научно-исследовательской деятельности подразделения на период 2012-2020 гг. Решением ученого совета ИУиР от 28 декабря 2011 г. "мультициркумполярную цивилизацию" планируется исследовать в САФУ в рамках проблемы "этнокультурное пространство Российской Арктики". Проблеме "циркумполярной цивилизации" отведено достаточное место в последней монографии директора ИУиР САФУ проф. Юрия Лукина "Великий передел Арктики". [4] Как мы уже заметили выше, тема циркумполярной цивилизации постоянно находит лженаучное сопровождение. Так случилось и с ИУиР САФУ. Директор научного подразделения проф. Юрий Лукин допустил на страницы редактируемого им и претендующего на статус научного журнала "Арктика и Север" сочинение главного научного сотрудника Ботанического сада из Владивостока проф. А.Галанина. Другую книгу ботаника А.Галанина, возомнившего себя историком Арктики, до недавнего времени можно было найти на страницах ИУиР на сайте САФУ.[5]

В связи с этим заметим, что для борьбы за Арктику и ее ресурсы мы для начала должны отказаться от сомнительных теорий и ложного понятийного аппарата, навязываемых нам нашим геополитическим противником. То, что мы некритически воспринимаем их - признак нашей слабости. В продолжение означенной статьи мы и собираемся сообщить об истинных намерениях заморских авторов лженаучной теории циркумполярной цивилизации.

* * *

[1]! Осторожно лженаука! - Гусева Н.Р. Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория. М., 2007; Гусева Н.Р. Русский Север - прародина индославов. М., 2010; Демин В. Н. Русь гиперборейская. М., 2002; Демин В.Н. История Гипербореи. М., 2009; Петухов Ю.Д. История древних русов. М., 2009; Леонтьев А., Леонтьева М. Биармия: северная колыбель Руси. М., 2007.

[2] Платежница с Пустоозерских дозорных книг Василия Третьякова сына Агалина, 1574 г. // Садиков П.А. Очерки по истории опричнины. М., Л., 1950. С. 480.

[3] Роспись лопарским погостам, 1623 г. // Сборник материалов поистории Кольского полуострова в XVI-XVII вв. Под ред. А.И.Андреева. Л., 1930. № 27.

[4] Лукин Ю.Ф. Великий передел Арктики. Архангельск, 2010. С. 275-295.

[5] Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.

[6]! Осторожно лженаука! - Галанин А.В. Бьярмия, варяги и древняя Русь http://narfu.ru/aan/books.php?ELEMENT_ID=7840; Галанин А.В. Bjarmland - Русь Беломорская // Арктика и Север. 2011. № 2. С. 128-161. См.: http://narfu.ru/upload/iblock/901/rqgryzmmpwvxeq.pdf

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.