"Основным мотивом наложения санкций на Белоруссию было стремление "обозначить и заклеймить" режим из-за непропорционального использования силы против протестующих на улицах, жестоких арестов более чем семисот человек, произвольного лишения свободы семи кандидатов, участвующих в президентских выборах и осуждения некоторых из них на длительный тюремный срок", - сообщила сегодня, 17 февраля, корреспонденту ИА REGNUM французский политолог, сотрудник Финского института международных отношений Анаис Марин.

ЕС вводит санкции в отношении режима из-за продолжающихся репрессий в отношении оппозиции, независимых СМИ и правозащитников - что само по себе является нарушением международных соглашений, заключенных Белоруссией, утверждает эксперт. Санкции, по мнению политолога, не направлены на дискредацию Александра Лукашенко, они преследуют только одну принципиальную цель - улучшение ситуации с правами человека в Белоруссии, что означает, в первую очередь, безусловное освобождение и полную реабилитацию всех политзаключенных. "Таким образом, можно сказать, что санкции не смогли справиться со своей целью: десятки политзаключенных подвергаются бесчеловечному обращению в тюрьме", - заметила Анаис Марин.

Отсюда, по ее словам, и продолжающиеся дебаты относительно санкций в Брюсселе, а также среди белорусской оппозиции, провоцируемые спорным высказыванием главы Офиса за демократическую Беларусь (Брюссель) Ольги Стужинской в пользу ослабления мер, которое уже поддержали уважаемые интеллектуалы вроде Алексея Пикулика (эксперта Белорусского института стратегических исследований). Эта идея разделила политологов на два лагеря.

По мнению аналитика, в одном лагере находятся те, кто считают, что санкции должны быть смягчены (по крайней мере, формально - например, вычеркнуть некоторые имена из черного списка на визу) для того, чтобы заново начать диалог с Минском. Они надеются, утверждает политолог, что коммуникация, экономическое сотрудничество и перспектива долгожданной "нормализации" двусторонних отношений подтолкнут режим Лукашенко к добровольным шагам к демократизации. "Но я считаю, что это абсолютно неправильно, тщетно и аморально: диктатуры не демократизируются, они мимикрируют для того, чтобы продлить свое существование", - заявила эксперт.

"Доводы в пользу того, что санкции вернут Белоруссию в орбиту России, я также не считаю убедительными: разве режим когда-либо покидал российскую сферу влияния? И насколько проевропейской будет Белоруссия после Лукашенко? Это остается открытым вопросом. Я думаю, что, помимо Польши, в ЕС нет ни одной страны, которая серьезно рассматривала бы возможность вхождения Белоруссии в ЕС в обозримом будущем", - сообщила Анаис Марин. Интересы ЕС, по ее словам, не направлены ни на дальнейшее расширение (в противном случае Молдавия и Украина уже были бы официально признаны кандидатами на вступление), ни на максимальный разрыв между Белоруссией и Россией. "Я думаю, что большинство лидеров стран ЕС, сознательно или нет, согласны с идеей, что Белоруссия останется "буфером" между ЕС и Россией; и среди этих лидеров некоторые допускают идею (до сих пор не высказываемую, и, на мой взгляд, способную вызвать порицание), что Кремлю можно позволить "разобраться с проблемой Лукашенко" в то время и тем способом, которые Россия сочтет приемлемым", заметила эксперт. Единственным ограничением является требование ЕС о неизменности статуса Белоруссии как суверенного государства. "Евросоюз не может позволить ей быть поглощенной Россией, так как это создаст крайне опасный прецедент для стабильности всего континента. Что касается этой перспективы, я считаю, что дальнейшая экономическая и военная интеграция Белоруссии в возглавляемые Россией евразийские проекты крайне уменьшит шансы граждан Белоруссии когда-либо жить по общим законам демократии и законности, одновременно еще сильнее отдаляя шансы на модернизацию белорусской экономики. Таким образом, я поддерживаю идею усиления связей, торговых в том числе, ЕС, со своими восточными соседями, включая Белоруссии, хотя протянуть руку Белоруссии как стране, не протягивая ее при этом белорусским лидерам, потребует от Брюсселя политической магии", - считает политолог.

Возвращаясь к текущим дебатам, сообщила Анаис Марин, в другом лагере мы находим экспертов, признающих, что санкции не были эффективными. "Я принадлежу к этой группе людей, признающих, что ЕС должен серьезно обдумать новые пути повышения эффективности своей дипломатии принуждения. Это, я верю, требует усиления репрессивной силы санкций - через использование экономического бойкота, например. Другими словами, я утверждаю, что часть ответственности за провал санкций против Белоруссии лежит на самом Евросоюзе, и особенно на некоторых его членах, отказывающихся признавать превалирование общеевропейских ценностей, демократии и принципа солидарности ЕС над собственными национальными интересами. Ни одни коллективные санкции не достигнут цели, если люди из "клана" Лукашенко будут уверены, что они смогут обратиться к надежным друзьям в Вильнюсе, Берлине, Париже, Вене или Риме для поддержания "обычного бизнеса", неважно, касается ли это скрытных выгодных контрактов или высокоуровневой дипломатической кооперации", - полагает политолог.

Анаис Марин обратилась к конкретному примеру: "Взять хотя бы недавний визит белорусского министра внутренних дел Анатолия Кулешова в Лион на встречу Интерпола - хотя он внесен в список лиц, не имеющих права на визу ЕС (что логично, так как он является полицейским номер 1 в Белоруссией). Францией Кулешову была выдана виза по запросу Интерпола. Организация "Free Belarus Now!", представляющая семьи политзаключённых, обратилась с жалобой к Парижскому трибуналу, требуя привлечения Кулешова к ответственности за произвольные аресты граждан и пытки, совершаемые его подчиненными, о чем в течение прошлого года сообщали некоторые политзаключенные в Комитет ООН против пыток. Тем не менее, Кулешов благополучно вернулся в Минск. Если в "стране гражданских прав", Франции, международное полицейское сотрудничество с полицейским режимом значит больше, чем возможность французской полиции арестовывать людей, совершающих преступления в соответствии с французским (и международным) законодательством, тогда политика санкций Запада вряд ли сможет впечатлить Лукашенко и его последователей. Это не единичный случай - в 2011 году Италия и Литва также предоставили визы белорусским гражданам, находящимся в "черном списке".

В заключение Анаис Марин сообщила, что считает санкции ЕС непродуктивными и полагает, что они должны быть усилены путем включения новых имен в списки лиц, не имеющих права на визу, а также в списки блокировки денежных средств. "Это указывает на еще одну область, где ЕС может усилить применение санкций: заставляя другие европейские правительства (стран-кандидатов ЕС, членов ЕАСТ и, возможно, "восточных партнеров") также придерживаться политики санкций. Если задачей ЕС является "удушение" режима Лукашенко, в таком случае данная мера необходима", - подчеркнула эксперт.

Также "ограничительные меры" - официальная формулировка ЕС, - по словам аналитика должны включать больше экономических санкций, направленных на государственные компании.

Ко всему прочему, по мнению Анаис Марин, споры ЕС по поводу Белоруссии не могут касаться одних лишь санкций: "Правительство страны заслуживает "кнут", но также должны существовать справедливые "пряники" для населения, которое, осознает оно это или нет, живет в социополитической системе, неотвратимо приближающейся к своему краху, так как она экономически нежизнеспособна. Более 17 лет гражданам Белоруссии повторяли, что они живут какой-то сказочной стране под защитой любящего "батьки". Белорусам должно быть сообщено о том, что ждет их в конце тоннеля, но для этого они должны получить доступ к объективной информации от независимых СМИ".

Западные демократии, сообщила эксперт, должны сделать эту информацию доступной для среднего гражданина Белоруссии, а также в одностороннем порядке отказаться от визовых пошлин для добросовестных белорусских граждан, желающих отправиться в ЕС учиться и работать. "Это не только лишит основы полемику Лукашенко, направленную против ЕС (в соответствии с которой, санкции ЕС наносят вред гражданам Белоруссии), но также поспособствует образу ЕС как сторонника демократии "снизу", через человеческие контакты", - заявила Анаис Марин.