Литовcкие власти в январе 2012 г. выставили на торги структуры группы Snoras, оставшиеся после ликвидации в ноябре 2011 г. ключевого элемента группы - банка Snoras. Среди предложенного на распродажу привлекает внимание банк Finasta, который являет собой редкий образец успешного становления и развития местного капитала, несмотря на несоизмеримую мощь иностранных конкурентов. Как заявил 16 февраля в интервью ИА REGNUM старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Оленченко, устранение группы Snoras не выглядит экстраординарным событием, выпадающим из повседневного хода экономических процессов, протекающих в Литве.

ИА REGNUM: На каком экономическом фоне происходит ликвидация группы Snoras?

Литва предпринимает усилия по преодолению последствий кризиса 2008-10 гг., вызвавшего в стране серьезный хозяйственный спад, но ее макроэкономические показатели пока мало обнадеживают. В частности, на высоком уровне держится безработица, даже зарегистрированная - почти 12%, а фактическую финские эксперты высчитывают на уровне порядка 14-15%. Сохраняются серьезные опасения всплеска инфляции. В целом аналитики Swedbank оценивают возможности прироста литовского ВВП в 2012 г. как скромные - 3.3% и оставляют за собой право корректировки прогноза в сторону уменьшения. Естественно, литовское правительство испытывает острую необходимость в заимствованиях. Естественно, бюджетные проблемы оно стремится решать за счет социальных статей. Естественно, оно ищет и другие источники пополнения казны.

ИА REGNUM: Как отразился кризис 2008-10 гг. на состоянии литовского банковского сектора?

Отмеченная стагнация хозяйственной деятельности в стране отражает, в первую очередь, негативную динамику литовского банковского сектора, где, как известно, доминирует иностранный финансовый капитал. Появились признаки свертывания его активности в Литве. Так, ведущий шведский банк Swedbank трансформировал свой дочерний литовский банк в филиал и вывел из страны заметную сумму денег. Ирландская финансовая группа AIB, располагающая в Литве лицензированным филиалом, понесла в последние два года серьезные убытки и приняла решение временно прекратить деятельность, передав функции литовского филиала финляндскому банку - Nordea Bank Finland Plc Lietuvos skyrius. Филиалы некоторых финансовых иностранных компаний, несмотря на юридическое присутствие в Литве, заметной коммерческой деятельности не ведут в связи незавидным финансовым положением в стране своего происхождения, к примеру, филиалы двух финансовых исландских групп: EA fjarfestingarfelag hf. filialas и MP Banki hf. filialas Baltijos šalyse. Циркулируют слухи о возможном приостановлении функционирования в Литве филиала итальянской финансовой группы UniCreditBank. Этот перечень можно продолжать.

ИА REGNUM: Каковы последствия ликвидации группы Snoras для литовского банковского сектора?

Устранение банка Snoras вполне вписывается в отмеченные выше процессы переформатирования литовского рынка банковских услуг. Если акцентировать внимание только на банковских аспектах и отвлечься от анализа других, то последствия ликвидации банка Snoras будут означать распределение активов и рыночной доли данного банка среди остальных участников банковского сектора Литвы. Уже принято решение, что урегулированием счетов, включая депозиты клиентов банка Snoras, как физических, так и юридических лиц займутся члены Ассоциации литовских банков, где главенствуют представленные в Литве банки североевропейских стран, которым выделены квоты согласно их весу в банковском секторе. Например, лидер литовского банковского сектора - шведский AB SEB Bankas получает такую функцию в Вильнюсе и столичном районе, где формируется более половины национального ВВП. По этой формуле ему может отойти больше половины от рыночной доли Snoras по кредитам, т.е 3.1%, по депозитам -6.53%, а следовательно и от доли по клиентской базе - 3.79%, не говоря о доходах от банковской комиссии и получения доступа к самой масштабной в Литве сети пунктов обслуживания клиентов. Для полноты восприятия следует учитывать, что по ряду показателей Snoras следовал сразу после североевропейских банков.

Активы же Snoras, поскольку национализация - безвозмездная, должны поступить в казну литовского государства. Представление о них может дать величина зарегистрированного уставного капитала банка, который, по данным за 2010 г., был равен 494.217.107 литов (143.135.168 евро).

В целом можно констатировать, что на фоне ослабления ряда банковских учреждений в Литве и даже их устранения происходит увеличение удельного веса и соответственно усиление влияния шведского банковского капитала. Конечно, пока еще рано утверждать о полной монополизации литовского банковского сектора, но вполне очевидно, что конкуренция, представляющая собой фундамент рыночных отношений, становится для участников литовского финансового рынка все больше отвлеченным понятием.