Президент России Дмитрий Медведев, внес проект федерального закона о выборах депутатов Госдумы РФ - последний проект в рамках обозначенной им в послании Федеральному собранию реформы. Согласно справке к законопроекту, размещенной на сайте Кремля, "в соответствии с законопроектом вся территория Российской Федерации разделяется на 225 территориальных единиц. Территориальные единицы образуются на основе единой нормы представительства избирателей на территориальную единицу, что обеспечивает примерное равенство территориальных единиц по числу избирателей и соблюдение тем самым принципа равного избирательного права". Законопроект предусматривает, что избирательные фонды смогут создавать не только политические партии и их региональные отделения, но и сами кандидаты в депутаты: "избирательный фонд кандидата формируется из средств политической партии и из собственных средств кандидата. Пожертвования граждан и организаций в избирательные фонды кандидатов не предусматриваются. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 6 миллионов рублей".

"Это была и самая странная и одновременно спорная инициатива, изложенная в таком виде, что даже специалистам было практически невозможно понять, что именно имел в виду президент", - прокомментировала законопроект руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Татьяна Становая. В конце июня 2011 года, напомнила политолог, Медведев симпатизировал идее, озвученной Михаилом Прохоровым, о возвращении выборов в Госдуму по одномандатным округам. Второй раз Медведев заговорил об этом уже после выборов в Думу на встрече с членами общественного комитета своих сторонников. Тогда президент заявил, что возвращение выборов по мажоритарной системе "будет генерировать выход на поверхность" ярких людей из регионов, которые зачастую "закатываются" региональными руководителями. В послании Медведев заявил о "пропорциональном представительстве по 225 округам", что сразу натолкнуло наблюдателей на мысль о двухмандатной мажоритарной системе.

"Собственно в этом заявлении Медведева специалистов смутило, прежде всего, слово "округа". Округ подразумевает получение одного или нескольких мандатов в пределах его территории, - пояснила Становая. - Получалось, что итоги выборов, по Медведеву, планировалось подводить по 225 округам, а учитывая, что численность нижней палаты парламенты вроде бы и не менялась, от каждого округа должно было быть по два мандата. На сегодня все это уже неважно, так как округа оказались территориями, а Россия так и будет представлять собой единый федеральный округ. Однако важно тут другое - эта часть послания писалась явно не профессионалами, что не делает чести юристу Медведеву".

Окончательный вариант реформы, видимо, стал результатом ожесточенной закулисной борьбы. "Третий вариант озвучен в рамках нынешнего проекта закона. В этом случае сохраняется прежняя система, но с поправкой на значительное увеличение региональных групп внутри партийных списков - до 225", - добавила Становая. И он, по мнению аналитика, вновь сохраняет конкурентное преимущество для партии власти. Напомним, согласно законопроекту, те субъекты Федерации, в которых численность населения меньше так называемой единой нормы представительства (определяется путём деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории РФ, на общее число территориальных единиц - примерно 500 тысяч человек) образуют целую территориальную единицу. Политические партии будут также выдвигать свои избирательные списки, но разделенные на региональные группы. Сейчас их число не могло быть менее 70. Если закон будет принят в его нынешнем виде, что число групп может составить 225 (по числу территорий), но не менее 100 при условии, что одна группа соответствует одной территории. Федеральной части списка не будет, а в каждой региональной группе может быть не более 4 кандидатов.

"Собственно здесь уже кроется первое конкурентное преимущество для партии власти: будучи гораздо более разветвленной организацией, "Единой России" будет гораздо проще составить список из 900 кандидатов, где каждый из них привязан к конкретной территории, - констатировала Становая. - Это большая работа, которая подразумевает наличие уже хорошо налаженного мобилизационного механизма подбора подходящих кандидатов на местах. В то же время это нельзя назвать вредным: такой порядок, безусловно, будет стимулировать другие политические партии к более активной работе с регионами. Кроме того, будет развиваться конкуренция за харизматичных и узнаваемых местных политиков. Из плюсов важно также отметить и тот факт, что партиям будет гораздо сложнее "прятать" в списках никому не известных странных серых персонажей, которые являются либо спонсорами партии, либо чьими-то лоббистами без каких-либо заметных общественных заслуг".

"В действительности новая система мало что меняет, - полагает политолог. - Гораздо более важным является либерализация порядка регистрации политических партий и отмена необходимости собирать подписи, плюс ранее одобренное снижение избирательного барьера. А в случае если на установленные на избирательных участках камерах будут фиксироваться данные с итоговых протоколов (до того, как они поступят в территориальные комиссии), можно говорить о заметном шаге вперед по демократизации системы выборов депутатов нижней палаты парламента".