Буровая Астра становится образцом экологически чистой разведки нефтяных месторождений на шельфе моря. Во вторник, 26 июля, в Астрахань прибыла группа журналистов из стран Прибалтики, вместе с заместителем губернатора. Основная цель - побывать на буровой "Астра", принадлежащей нефтяной компании "Лукойл". Для прибалтийского десанта, основу которого составили журналисты Польши, Германии и Калининградской области интерес к "Астре" не случаен. Компания "Лукойл" осваивает на Балтике нефтяное месторождение "Кравцовское" - проект Д-6, где также намерена применять технологию "нулевого сброса", сообщило РИА "Аверс".

Что это такое смогли своими глазами увидеть все, кто в этот день побывал на буровой, которая в Прикаспийском регионе зарекомендовала себя как образец экологически чистого бурения. Восемь разведочных скважин с глубинами до 4,2 тыс. метров и не одного случая загрязнения моря. Западным нефтяным компаниям, работающим в казахстанском секторе Каспия на месторождении "Кашаган", стоило бы поучиться у российских коллег. Не случайно руководство компании Лукойл, равно как и Владимир Путин, побывавший в апреле 2002 года на Астре, рекомендуют взять эту технологию на вооружение всем нефтяным компаниям ведущим разведку и бурение на шельфе Каспия.

Для справки:

СПБУ " Астра " ведет буровые работы на шельфе Каспия, обеспечивая при этом 100-процентное соблюдение требований экологической безопасности, так называемый "нулевой сброс". Установка работает в море на глубинах от 5 до 50 м, производя бурение скважин глубиной до 5 тыс. м.

В 2001 году компании "ЛУКОЙЛ-Шельф ЛТД" был вручен сертификат международного стандарта качества по итогам деятельности на шельфе Каспия.

Как отметил прибывший вместе с журналистами начальник управления природо- и недропользования администрации Калининградской области Тадей Мазепа, "для прибалтийских государств освоение новых богатых месторождений нефти на шельфе Балтики, несет надежду на решение многих социальных вопросов и огромную тревогу о сохранении экологического благополучия региона. Поэтому вопрос о добыче нефти сразу обретает не только экологические, но и политические аспекты, которые необходимо учитывать".

Около 20 организаций из десяти стран мира уже выразили свою озабоченность по поводу потенциальной угрозы нефтедобычи в 22 километрах от национального парка "Куршская коса" - объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Проект Д-6, объем инвестиций в который оценивается в 240 миллионов долларов, в рамках которого компания "Лукойл" планируется установить платформу в море, вызывает ряд серьезных возражений со стороны зеленых, включая вопрос полной утраты Куршской косы в результате возможного разлива нефти. Особая опасность проекта обусловлена тем, что разлившуюся в случае аварии нефть невозможно убрать с песчаного пляжа иным способом, кроме вывоза загрязненного песка. Вместе с этим "Куршская Коса" - это узкая полоска земли между морем и заливом, которую от полного размыва удерживает лишь небольшое количество песка. Удаление больших объемов песка усилит процессы размыва и, в конце концов, приведет к необратимым процессам разрушения уникальной территории.

Учитывая тревогу общественности, компания "Лукойл-Калининградморнефть" сначала организовала в Калининграде общественные слушания по проекту Д - 6, а следующим этапом стал визит прибалтийских журналистов на Каспий, где они могли своими глазами посмотреть, что такое технология нулевого сброса. Как заявил во время посещения "Астры" главный инженер компании "Лукойл-Шельф" Сергей Милебаев, "компания жестко выполняет все экологические требования, соблюдая принцип "нулевого сброса", при котором практически исключено попадание в морскую воду даже отходов бурения".

Буровой шлам складируется в металлические контейнеры, а затем доставляется на специализированное предприятие по переработке отходов ЗАО "Юг-Танкер". Эффективность этой технологии доказана уже на восьми пробуренных в северной части Каспийского моря скважинах. Все рабочие проекты строительства поисковых скважин на Северном Каспии прошли федеральную экологическую экспертизу. К этому можно добавить, что сама компания "ЛУКойл" проводит мониторинговые исследования на Каспии по программе, согласованной с региональными природоохранными органами. В ходе этих исследований состояние морской экосистемы контролируется по 300 показателям.

В ходе встречи губернатора Анатолия Гужвина с прибалтийскими журналистами он заявил, что "в мире сейчас уже наработаны экологически безопасные технологии морского бурения. Именно их используют нефтяники компании "ЛУКойл". Более того, они готовы предложить их и другим прикаспийским государствам при проведении буровых работ на шельфе моря". Если разведка и нефтедобыча и далее будет вестись с такой же степенью ответственности, как сейчас на "Астре", тогда за будущее Каспия можно быть спокойным".