Александр Малнач: Почему я не подпишу Манифест доброй воли (Латвия)
Латвия, 15 февраля, 2012, 19:14 — ИА Регнум. Президент Латвии
13 февраля новорожденный Манифест огласил своим криком пределы Латвийского государства и потянулись к нему на поклонение искусники и кудесники от разных племен и народов. Познакомиться с текстом манифеста можно здесь: http://www.president.lv/pk/content/?cat_id=605&art_id=19119.
В общем и целом нареканий он не вызывает: "Обязуемся приложить свои силы для того, чтобы способствовать пониманию и примирению между различными группами живущих в Латвии людей [...] Все мы в своей глубинной сущности являемся одинаково ценными индивидами, каждый с собственными дерзаниями и правом на воплощение своей мечты [...] Наш выбор - не культивировать низшие инстинкты и теневые черты человека, а способствовать всеобщему духовному росту [...] Каждый из нас желает превозмочь собственный эгоцентризм, с уверенностью в том, что это и есть истинный путь для достижения большей зрелости и свободы нашего общества [...] Мы осознаем, что единственный возможный путь для преодоления противоречивых следов прошлого - это взаимное прощение и отказ от предъявления друг другу счетов в том, кто больше виноват".
Канцелярия президента сообщила, что в первых рядах Манифест 13 февраля подписали Ренар Кауперс (россиянам он известен как лидер группы Brainstorm - "Скользкие улицы. Иномарки целуются"),
"Мы объединились в общей любви и уважении к Латвии как к нашей единой родине. Мы считаем, что любить Латвию и заботиться о ее будущем означает любить и ценить ее уникальную историю, латышские традиции, культурное пространство и латышский язык. Любить Латвию означает любить и уважать также другие традиции и культуры, обитающие в латвийском пространстве, людей всех национальностей, для кого Латвия является домом", - сказано в манифесте. Могу ли я подписаться под такой иерархией ценностей? Нет, не могу, и вот почему.
Вне всякого сомнения, я люблю Латвию как свою родину. Несомненно также, что я люблю и ценю ее "уникальную историю". Не будь я историк! Я также уважаю "латышские традиции, культурное пространство и латышский язык". И если учительница-латышка не захотела привить мне знаний своего предмета в средней школе, то я потратил много своего времени и личных средств на изучение латышского языка в зрелом возрасте. Придя на работу в сугубо латышский коллектив, я сразу сказал: "Ar mani tikai latviski" ("Со мной только по-латышски") и в последующем игнорировал попытки заговорить со мной по-русски. Я участвовал во всех затеваемых коллегами мероприятиях, пел вместе с ними латышские народные песни и был у них на хорошем счету. Все это благолепие кончилось в 2004 году, когда латышскому большинству Сейма заблагорассудилось перевести преподавание в русских школах на латышский язык. К чести моих коллег-латышей, не все они тогда согласились с необходимостью подобной меры пресечения. Но от одного из них, человека с высшим образованием, я услышал в ответ на вопрос: "Зачем это нужно?" - "А пусть помучаются!"
Латыши - очень культурная нация. Они обожествляют культуру, в том числе русскую, но презирают ее носителей. Не потому ли, трактуя о любви к Латвии, автор манифеста говорит прежде всего об "обитающих в латвийском пространстве" других традициях и культурах и в последнюю очередь о "людях всех национальностей", да и то лишь о тех, "для кого Латвия является домом". Подобная иерархия ценностей представляется мне перевернутой с ног на голову, вдохновленной не свыше, а снизу. Она от лукавого.
Мера всего человек, говорили древние. И во имя человека, а не культуры явился в мир Тот, служитель Которого сочинил текст манифеста. Для меня подписаться под этим документом означает предать первичное ради вторичного.
"Судите о них не по их словам, а по их делам... По плодам их вы узнаете их...", - некогда записал апостол (Матфей, VII, 20). "Что будут стоить тысячи слов, когда важна будет крепость руки?" - сказал пророк нашего времени.
Что стоило президенту Латвии, членам правительства или тому же Затлерсу предпринять реальные шаги навстречу национальным меньшинствам? Что помешало
Но и мой запас доброй воли не беспределен. Я исчерпал его, когда голосовал за выход Латвии из состава СССР в марте 1991 года, когда в августе 1991-го расклеивал в Задвинье листовки с призывом не верить Рубиксу и слушать Радио Свобода, когда сдавал экзамены на владение латышским языком и мирился с бесправием сотен тысяч моих соотечественников. Но всякому терпению приходит конец.
Сегодня меня призывают подписать филькину грамоту ни к чему не обязывающего манифеста. Просят проголосовать против повышения статуса родного для моих близких русского языка, уговаривают предать самого себя. Оригинально. Но выбор мой однозначен. Прежде всего я позабочусь о себе и о своих близких. В этом, на мой взгляд, и состоит проявление культуры - не латышской и не русской, а человеческой и христианской.