Госконтроль Эстонии - о проблемах с возведением "Креста Свободы"

Таллин, 15 февраля 2012, 15:11 — REGNUM  Проблемы с возведенным в Таллине памятником "Крест Свободы" были обусловлены спешкой и действием властей по методу проб и ошибок. Об этом ИА REGNUM сегодня, 15 февраля, сообщили в Госконтроле Эстонии со ссылкой на итоги проведенного аудита. По мнению госконтролеров, с возведением памятника "спешить заставил утвержденный на политическом уровне далекий от реальности срок завершения строительства". Так, открытие монумента назначили на 28 ноября 2008 года, сделав это еще до того, как определились, какой формы и из какого материала будет монумент и насколько сложным будет его строительство. Открытие памятника в итоге состоялось лишь в июне 2009 года, а затем потребовались многочисленные доработки и ремонтные работы, вызванные недоделками и дефектами конструкции. По оценкам Госконтроля, отсутствовали объективные обстоятельства для строительства монумента менее чем за год в таком виде, как это представляли себе победители конкурса идей в январе 2008 года.

По мнению Госконтроля Эстонии, связанная с монументом политическая подоплека не давала лицам, непосредственно занимавшимся его сооружением, объективно оценивать то, справятся ли отвечающее за проект министерство обороны и его договорные партнеры с проблемами, которые предположительно возникнут в ходе реализации проекта.

Главный контролер отдела аудита результатов Госконтроля Тармо Ольго отметил, что на начальной стадии работы велись очень вяло, зато в завершающей фазе спешка была действительно неимоверной. Так, парламент Эстонии сделал правительству предложение в сотрудничестве с городом Таллином организовать возведение памятника и обеспечить финансирование в марте 2005 года. Прошло полтора года, и только в августе 2006 года правительство создало конкурсную комиссию. Затем прошло еще восемь месяцев, прежде чем был объявлен конкурс, и 11 месяцев - до заключения договора о строительстве монумента. Для проектирования и строительства всего монумента оставалось очень мало времени - по существу семь месяцев.

Отсюда, делает выводы госконтролер, по причине глубокого цейтнота при организации многих поставок не соблюдался хороший обычай проведения конкурса госпоставок, не удалось адекватно оценить соответствие потребностям освещения центральной части монумента - колонны и самого креста, а также надлежащим образом осуществить надзор за качеством работ. По причине многочисленных недостатков памятник был готов на семь месяцев позже желаемого срока и сразу после открытия потребовал ремонта.

Кроме того, во многих случаях строительные работы начинались до того, как была готова надлежащая проектная документация и заказчик работ, т.е. Министерство обороны Эстонии, давал ей свое окончательное одобрение. В результате отсутствия надлежащей проектной документации и дефицита времени не было проведено необходимых экспертиз технических решений, которые оказались нефункционирующими (освещение и вентиляция) и потребовали от государства дополнительных расходов. Также недостаточная проектная документация осложнила осуществление надлежащего надзора собственника и своевременное выявление недостатков в реализации проекта, говорится в отчете Госконтроля Эстонии. "То, что происходило со строительством монумента, является ярким примером того, как не соблюдается нормальный алгоритм действий - прежде всего, проект, затем его экспертиза и только потом строительство. В отношении монумента все происходило вперемешку, а иногда даже и наоборот", - высказал мнение Ольго.

Госконтроль Эстонии подверг критике договор министерства обороны с главным исполнителем работ: чешская фирма "Sans Souci" была выбрана для проектирования и строительства монумента и креста по сути без конкурса, поскольку у других приглашенных для участия в конкурсе по причине неразумно короткого срока представления предложений не было возможности составить предложение с требуемой степенью подробности. Кроме того, эстонские строительные фирмы были выбраны, как правило, из числа нескольких претендентов с использованием в качестве критерия отбора размера запрашиваемой за работу оплаты, т.е. эти работы пытались выполнить в тогдашней рыночной ситуации на наиболее льготных условиях. Для выбора главного проектировщика монумента и менеджера проекта конкурса по сути не проводилось.

В отчете Госконтроля Эстонии сообщается, что на сооружение монумента и устранение выявленных после его открытия недостатков по состоянию на лето 2011 года было затрачено в общей сложности 8,5 млн евро, что на треть больше, чем было изначально заявлено в качестве примерной стоимости. При этом 0,8 млн евро из этой суммы, т.е. около 9% общей стоимости монумента, было затрачено на исправление некачественно выполненной работы.

"Госконтроль не видит проблемы в том, что стоимость монумента оказалась на треть больше, чем было запланировано первоначально. Наоборот - мы видим проблему в том, что первоначальный бюджет строительства в 100 миллионов крон был заявлен министром обороны в ситуации, когда и само министерство не имело точного представления о том, что и как они будут строить. Впоследствии же предпринимались судорожные попытки удержаться в рамках этих закрепившихся в сознании общественности 100 миллионов крон. Это, в свою очередь, вызвало в ходе строительства необоснованную скупость там, где это не было целесообразно. Например, по причине ограниченности бюджета не были заказаны многие необходимые технические экспертизы и строительные работы", - сказал Ольго.

По результатам аудита Госконтроль Эстонии считает, что финансирование работ не было прозрачным. Выявлено и нецелевое использование бюджета министерства: более половины расходов при строительстве и ремонте памятника было покрыто из денежных средств, первоначально предусмотренных для инвестиций на оборонные цели. Остальное было получено из правительственного резерва, с использованием также денег, выделенных министерству на хозяйственные расходы. По мнению Госконтроля, с учетом важности монумента необходимо было отразить расходы на его сооружение в госбюджете или в утвержденных правительством программах распределения средств госбюджета, четко отделив эти расходы от других расходов.

Госконтроль Эстонии напоминает в этой связи, что Монумент победы в Освободительной войне 1918-1920 годов (памятник "Крест Свободы") до сих пор является важнейшим памятником, установленным в Эстонии после восстановления независимости в память борцам за эстонскую государственность. На его сооружение государство затратило более восьми миллионов евро, в т.ч. 200 000 евро, которые пожертвовали тысячи людей. Сооружение монумента было завершено значительно позднее запланированного срока. После торжественного открытия в нем было выявлено много существенных недостатков, причем система освещения работала ненадежно и ее пришлось полностью заменить. Выявленные недостатки Монумента победы в Освободительной войне вызвали широкий резонанс у эстонской общественности. Аудит был начат Госконтролем Эстонии во внеплановом порядке в июле 2008 года, когда выяснилось, что памятник к запланированному сроку готов не будет. Госконтроль по нескольким вопросам дважды запрашивал разъяснения и у проектировавшей и строившей колонну и крест монумента чешской фирмы "Sans Souci s.r.o.", которая хоть и обещала представить их, но этого не сделала.

Как сообщало ИА REGNUM ранее, 22 июня 2009 года в Таллине на площади Свободы в торжественной обстановке был открыт памятник "Крест Свободы". Памятник представляет собой гигантское основание со стеклянным крестом на вершине высотой 28 метров. По официальным данным, "Крест Свободы" обошелся государственной казне в сумму более 100 млн крон (6,5 млн евро). Данный проект монумента, посвященного памяти погибших в Освободительной (гражданской) войне 1918-1920 годов эстоноземельцев, вызвал протесты среди эстонской общественности, в том числе и из-за символа внутри креста, совпадающего как с военной наградой Эстонской армии, так и с символом 20-й дивизии СС "Эстонский Легион". С первых дней открытия памятник стал источником всевозможных проблем - от выхода из строя электроосвещения, до появления "странных розовых" микроорганизмов внутри стеклянных плит и обвинений в коррупции чиновников Министерства обороны Эстонии. В ноябре 2009 года освещение памятника было отключено из-за опасений за техническое состояние памятника.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.