На днях новоявленный вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин разразился в "Известиях" статьей "Русский ответ Владимиру Путину". Сама тематика статьи и поднятые в ней вопросы неприемлемы для чиновника такого ранга.

Основным лейтмотивом его статьи являются стоны по поводу того, что русский народ, мол, ущемлен в своей же стране. И что политическому руководству необходимо сделать особую ставку именно на русский народ, чтобы предотвратить национальную катастрофу.

Все политические приемы и технологии, имеющие целью особое выделение русского народа на фоне остальных народов нашей многонациональной страны, написаны одними и теми же политтехнологами, которые кочуют от одних заказчиков к другим.

Акции "Россия для русских", "Хватит кормить Кавказ", инициативы по прописыванию в Конституции особого статуса русского народа - все это направлено на уничтожение основы Российского государства. Северокавказские республики являются субъектами РФ, но для националистов нет разницы между частью своего государства и зарубежными странами. Также для них нет разницы между северокавказцами - гражданами России и мигрантами из-за рубежа. Главное для них, что и те и другие - нерусские. Такой крайне порочный подход наиболее разрушительно воздействует на государственность России. Идея создания этнического государства русских приведет к распаду страны, поскольку Россия образовалась как многонациональное государство. Очень странно звучат призывы националистов, в которых они требуют от остальных народов России и сопредельных государств признать величие русского народа.

Разве народы России оспаривают величие русского народа и унижают его? Нет! Унижают русский народ сами националисты, когда низводят его роль до социальной конкуренции с азиатскими трудовыми мигрантами и уличным хулиганьем из других регионов России.

Русский народ, как один из величайших народов мира, играет роль объединяющей силы внутри России, являясь ее экономическим, военным и духовно-моральным стержнем. Русские как народ-объединитель всегда был главным в России и ни один из российских народов никогда не оспаривал такое положение. Именно поэтому русский народ должен вступать в конкуренцию с лидерами современного мира - американцами, европейцами, японцами и китайцами, а никак не выяснять, кто главнее внутри страны - кавказцы или сами русские. Это гибельный путь для страны, ведущий к ее развалу.

Рогозин прекрасно понимает, что в высшем руководстве России фактически нет представителей кавказских народов, и в управлении нашей страной, в том числе во внутренней политике, они никак не могут делать погоды. Полагаю, что Рогозин и другие националистические силы в Российской многонациональной "цепи" просто-напросто отыскали самое слабое звено - кавказцев, поскольку последние оказались самой неорганизованной и неполитизированной этнорегиональной группой населения внутри России, которая не смогла справиться с негативными стереотипами в отношении себя и эффективно защищать свою этническую идентичность.

На этом фоне, самое удивительное - это то, что компетентные органы, отвечающие за безопасность государства, уже не считают призывы к отделению Кавказа уголовно наказуемыми антиконституционными деяниями, способствующими расчленению страны.

Это говорит о том, что в высших эшелонах русской элиты созрело мнение, что распад России - необходимый исторический процесс. Судя по всему, она уже готовит общественное мнение к этому будущему разделению России.

Непонятно, почему столько усилий тратится на распространение у населения мигрантофобии? Может для повышения эффективности борьбы с нелегальной миграцией вовсе ввести визовый режим со странами Средней Азии и Закавказья? Но тогда зачем одновременно с этим объявлять о планах создания Евразийского Союза? При введении визового режима о каком едином экономическом пространстве может идти речь? И как Россия сможет укрепить свое положение и стать лидером Евразийского Союза?

Поражает тот факт, что правозащитники, деятели культуры и искусства, уполномоченный по правам человека, политические партии, особенно правящая партия "Единая Россия" "дружно" молчат. У них не вызвали сочувствия оскорбления кавказцев, которые являются гражданами РФ, мусульман, исповедующих религию, которая является второй конфессией после православия, издевательские нападки СМИ на кавказцев.

Сторонниками фактического отделения северокавказских республик, Татарстана и Башкирии оказались не только ультраправые организации фашистского направления. Сторонниками этих идей одновременно оказались лидеры оппозиционных движений и партий. К примеру, Борис Немцов уже договорился до того, что назвал Кавказ "Нашей Палестиной" и призвал Россию равняться на Израиль.

Первый этап недопущения выходцев из северокавказских республик к культурной, духовной и политической жизни России начался в 1990-е годы, когда российские власти ввели особые методы отчуждения их от российской культурной и духовной жизни, сделали нормой вечные проверки в аэропортах, на вокзалах, ввели институт регистрации и т.д.

Если вспомнить судьбу Советского Союза, то он же распался не по воле кавказцев или иных народов СССР. Он распался по воле трех славянских политиков - Ельцина, Кравчука и Шушкевича. А спусковым крючком к распаду послужил один телефонный звонок тогдашнего министра иностранных дел РФ Андрея Козырева в два часа ночи Джорджу Бушу, который "благословил" выход из состава СССР России, Украины, Белоруссии.

Так была поставлена точка в судьбе Великого государства. Не ждет ли нас повторение этого сценария, поскольку для этого у нас есть серьезные опасения?

Провокации, которые предпринимают или поддерживают российские политики, свидетельствуют о том, что у них нет эффективных предложений, новых подходов, а это отражает тупиковую ситуацию в национальной политике. Власть не знает, что делать с многообразием российских этносов и каким образом им управлять.

Кстати, русские националисты во времена Владимира Путина стали телезвездами, получив в качестве своей трибуны центральные каналы телевидения. В то же время они все равно недовольны Путиным. Выступая на митингах, направленных против него, националисты упрекают северокавказские народы в том, что те не участвуют в этих митингах.

Как я написал выше, во власти в подавляющем большинстве находятся этнические русские. Отказав в поддержке Путину, мы приведем во власть либерально-националистический альянс. Этот временный союз почти сразу распадется. Националисты настроят против себя целые народы внутри России, получив резко отрицательный имидж как внутри страны, так и за ее пределами. Этим не преминут воспользоваться опытные "либерал-западники". И, заручившись поддержкой влиятельных зарубежных политических сил, вернут себе власть. Но не смогут преодолеть спровоцированный их действиями раскол внутри страны.

В материалах российских СМИ, в дебатах с участием отдельных политиков поражает тот факт, что среди представителей культуры и искусства, писателей, руководителей религиозных общин, политиков патриотического направления, депутатов осталось мало деятелей, которые готовы открыто противостоять развалу страны.

Народы северокавказских республик пережили большую кавказскую войну, трагический процесс вхождения в состав Российской Империи, большевизацию, раскулачивание, депортации, распад СССР, религиозное и национальное унижение. За последние 20 лет деятели науки, образования, культуры и искусства, литературы из числа выходцев Северо-Кавказских республик, загнаны в духовную, моральную и информационную "резервацию". А сейчас они столкнулись с новой угрозой. Оказывается, что во всех бедах русского народа виноваты именно они. Но если в проблемах русского народа виноваты кавказцы, то кто виноват в проблемах кавказских народов?

Из-за всех этих катаклизмов народы Северного Кавказа не успевают приспособиться к происходящим переменам, касающимся политического курса, социально-экономических реалий и духовно-нравственной сферы. Более того, Кавказ не хочет меняться, следуя ложным ценностям массовой культуры. Он видит, что происходит с русским населением и пытается бороться с тенденциями, разлагающими морально-ценностные установки здорового общества. Правда, в ряде случаев это сопровождается крайностями противоположного направления, такими, как религиозный экстремизм. Но и в профилактике этой болезни велика роль государства, которое не выдвигает действенные механизмы по оздоровлению социально-бытовой культуры.

Русские националисты всех уровней, начиная с руководителей национальных объединений, кончая властными структурами, укрепив свои позиции в государственных органах по всем направлениям государственной жизни РФ, требуют создания государства людей со "славянской" внешностью, утверждения этнической гегемонии русских во всех сферах жизнедеятельности государства.

Только пока неизвестно, захотят ли жить в таком государстве народы Дагестана, чеченцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, татары, башкиры, чуваши и другие народы России. У нашего соседа Грузии была похожая ситуация: абхазы и осетины не захотели жить в государстве с "чисто грузинской" внешностью. Парад суверенитетов давно завершился, но сменился парадом националистов. Нетерпимость и озлобление одной стороны порождает такую же ответную реакцию - у другой. То есть подрываются самые основы бесконфликтного совместного проживания разных народов в одной стране. В этом отношении парад националистов - явление гораздо более опасное, чем парад суверенитетов.

Мне кажется, что лучшей объединительной идеей России было бы "равенство, справедливость, законность". Они должны стать базовыми принципами по отношению ко всем коренным народам нашей страны. Слава народам Кавказа, которые в трудные и переломные периоды в истории России всегда были и будут рядом с русским народом.

Ариф Керимов - президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии