Город Жанаозен в Мангистауской области Казахстана, получивший печальную известность 16 декабря 2011 года, когда массовые беспорядки переросли в локальную гражданскую войну, похоже, становится главным символом оппозиции в борьбе с режимом и общим местом в информационном противостоянии. Небольшой населенный пункт, расположенный в 300-х километрах от портового города Актау (бывший Шевченко), по мнению экспертов, стал всего лишь жертвой противостояния центральных и региональных элит - но при этом его уже называют "казахской Хатынью". А в сети появляются все новые и новые свидетельства: жертвами противостояния беснующейся толпы с полицейскими могло стать не менее 300 человек при 17 официально погибших. Впрочем, проверить версии случившегося не представляется возможным: слишком сильный информационный шум сопровождает любые события, касающиеся этого города. С уверенностью можно говорить пока только об одном - почти все серьезные аналитики и наблюдатели отметили: чиновникам Жанаозен запомнится еще и как место, где региональные элиты "прогнули" центральную власть на уступки. А это значит, что призрак Жанаозена начал свое шествие по стране.

"...Такими пулями стреляли, которые внутри крутятся, что ли... Их разрывными называют"

О Жанаозене, как центре противостояния центральных элит рассуждает в интервью на страницах газеты "Время" политолог Максим Казначеев. По его мнению, события, аналогичные жанаозенским вполне могут повториться.

"Дело в том, что Жанаозен показал всем контрэлитным и внутриэлитным группам (которые хотели бы прямого противостояния с властью, но пока этого боятся), что у власти есть слабое место. 16 декабря на это слабое место надавили, и власть начала двигаться в том направлении, которое нужно контрэлитным группам. Несмотря на очень жесткую публичную реакцию власти, инициаторы этих событий своих целей практически добились. Смещено региональное руководство, руководители профильных нацкомпаний. Это прецедент, который теперь будет тиражироваться. По данным нашего института, месяц, прошедший после Жанаозена, показал рост социальных протестов в регионах. Хотя они активно не освещаются в информационном пространстве. (...Жанаозен продемонстрировал) уязвимость (власти) перед радикальными действиями, в данном случае перед столкновением протестных масс с силами правопорядка. Этот политтехнологический метод показал свою эффективность. Наказание отдельных сотрудников МВД играет против власти: сотрудники правоохранительных органов понимают, что их могут сделать крайними. Это приведет к тому, что казахстанские силовики будут эволюционировать по образцу силовиков Киргизии 2005-2010 гг. То есть в дальнейшем, в случаях, когда противостояние власти и протестных сил будет доходить до крайностей, силовики в лучшем случае займут позицию сторонних наблюдателей".

Очень уверенно, несмотря на блокировки и преследования, "качает" тему Жанаозена оппозиционная "Республика", застолбившая по отношению к событиям в городе авторство определения "Хатынь по-казахстански". Издание сознательно использует неожиданно громкое звучание темы в социальных сетях и представляет на суд читателя новые цифры и факты, которые, впрочем, невозможно проверить. Газета публикует в своем очередном номере интервью геолога-нефтяника Тамары Ергазевой, чей муж находится в СИЗО города Актау. Женщина, не будь у издания такой одиозной репутации, вполне могла бы стать автором небольшой сенсации. "...Такими пулями стреляли, которые внутри крутятся, что ли... Их разрывными называют. Мы видели в больнице, что у многих низ живота пулями этими был разворочен, врачи сразу говорили: они не жильцы. Поэтому столько людей погибло от ранений. Потом, когда у мужа началось нагноение раны, мы узнали, что у всех, кого ранили, такой же процесс: раны не заживали, а гнили. Даже легкие ранения. Эти пули были чем-то обработаны, каким-то ядовитым веществом. Мы вернулись домой, кровь (супруга) Жанбыра не останавливалась - текла, как струя.

Тамара, сколько, по Вашему мнению, людей погибло в тот день? Я не могу сказать точно. Около 300 человек есть, потому что мы слышим, на поминках рассказывают, что на кладбище находили закопанные трупы избитых людей".

Посол США подхватил тему Жанаозеня и повел ее в сторону прогнозов повторения сценария арабских революций

О том, как США "мягко" оказывают давление на руководство Казахстана, намекая на последствия с арабским привкусом, написали сразу несколько изданий. Любопытная деталь - по крайней мере, два из них имеют косвенное отношение к администрации президента Казахстана. Примечательно, что контекстом к материалам стали публичные рассуждения посла США в Казахстане Кеннета Файрфакса о жанаозеньской трагедии с трибуны Назарбаев-университета.

О том, можно ли расценивать слова официального представителя США как намек - таким вопросом задаются эксперты Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства при МГУ им. М.Ломоносова. По их мнению, подобные слова выглядят как минимум, неоднозначно.

"...Сам факт обращения посла США к теме потенциальной возможности повторения сценария арабских революций на постсоветском пространстве выглядит несколько двусмысленно. Перед аудиторией "Назарбаев-Университета" он вещал все-таки о проблемах гораздо более отвлеченных - западной философии и ментальности. Поскольку ни для кого не секрет, что именно Вашингтон многие эксперты чуть ли не в открытую обвиняют в причастности к свержению режимов в Египте, Тунисе, Ливии, то использование пусть даже косвенных аналогий неизбежно вызывает болезненную реакцию. Не будем заниматься конспирологическим теориями и пытаться подтвердить или опровергнуть подобные догадки. Важно другое: тема арабского сценария для Ак Орды уже не в первый раз запускается в медийное пространство и есть твёрдое ощущение, что это одна из форм информационной войны. Особенно рельефно эта тенденция проявилась после известных событий в Жанаозене, когда некоторые западные СМИ, доселе не проявлявшие интереса к событиям в этой стране, стали крупнейшими специалистами по Казахстану и социальным конфликтам на западе республики. Очевидно, что это вполне конкретный заказ, который каждый отрабатывает в меру своих сил и возможностей.

Ну, а что касается дипломатов, то им вполне естественно сам Бог велел придерживаться риторики гораздо более сдержанной. Или, как в данном случае, искать любые поводы для того, чтобы похвалить казахстанского лидера и внести успокоение - мол, мы настолько уважаем вашего президента, что ни секунды не сомневаемся в его легитимности. Но точно такие же слова Вашингтон адресовал Мубараку, да и не мало "тёплых пожеланий" досталось в своё время Каддафи. Пусть даже произносили их не статусные чиновники госдепартамента, а сенаторы и конгрессмены, с которых, получается, и взятки гладки".

Не менее жестко отзываются о риторике посла коллеги из провластной интернет-газеты "Диалог", которые прямо заявили: отличить дипломатическую правду от лжи в интересах Америки в настоящее время не представляется возможным. "Происходит вот что - на самом-то деле казахстанский президент говорил о влиянии извне на жанаозенские процессы, но при этом указал, что это влияние осуществлялось в нужное время и в нужном месте - когда появились предпосылки к тому. А американский дипломат в своем эмоциональном выступлении пытается слова Назарбаева о влиянии извне затушевать, на первый план выдвигая идею того, что, дескать, это все произошло "стихийно", вследствие негативного состояния дел в Жанаозене. А о том, что стихийно в мире по крайней мере с 1917 года ничего не происходит и почти все стихийные явления - результат совокупности местных предпосылок и мощного влияния извне, конечно, карьерный дипломат страны, которая со второй половины XX века только тем и занимается, что моделирует эти самые стихийные явления, чтобы использовать их в своих целях, предпочел промолчать. Египет, Тунис, Ливия - это дела одного лишь минувшего года. А Югославия? А попытки натравить Грузию на Россию, которые увенчались успехом лишь в первой части плана? Натравить-то получилось, а вот поражение просчитать не удалось. А как же признания, что это именно США спланировали и осуществили, используя переродившихся представителей совпартноменклатуры из высших эшелонов, развал Советского Союза. Двадцать лет прошло - и откровения из лидеров западного мира посыпались как из прогнившего мешка картошка. Тут вам и Маргарет Тэтчер, и Джордж Буш-старший, и Бжезинский, и все-все-все, включая и самих еще живых или уже мертвых пособников из вышеуказанной номенклатуры. (...)

Ну а у самого Кеннета Фейрфакса - карьерного дипломата - за плечами работа в таких примечательных местах как Ирак, Украина и Польша. Там, наверное, он тоже успокаивал народы относительно незначительной роли США во внутренних политических процессах этих стран. А между тем в Польше, как недавно выяснили журналисты, действовала одна из секретных тюрем ЦРУ, наподобие Абу-Грейб или Гуантанамо. Знаете, такие места, где закон США и мировые нормы против пыток вообще не рассматриваются в качестве аргумента против их применения.

Кроме того, Кеннет Фейрфакс в прошлом возглавлял Управление Госдепа по делам России, Украины и Евразии - есть и такое. Короче говоря, ни к нам, ни в Россию неподготовленных людей не посылают. Все они подкованы знаниями о местных элитах и местных неправительственных структурах, политиках, клановых раскладах. И вот Макфолл уже вполне открыто вызывает к себе представителей российской внесистемной оппозиции. Наверняка, происходила подобная встреча и у Кеннета Фейрфакса. А вот о чем там говорилось, и действительно ли США были заинтересованы в дестабилизации нефтяного Мангистау - об этом мы узнаем, в лучшем случае, лет через 20-30. Пожалуй, дольше американцы и европейцы язык за зубами удержать не могут".

Впрочем, в том, что США оказывают мягкое давление на Казахстан, уверены даже пропагандистские СМИ родом из "страны дяди Сэма". Портал Евразианет.ORG публикует материал о современных политических нравах в стране и отношении Вашингтона к этим событиям. "В критике США в адрес неспособности Казахстана сделать открытой свою политическую систему нет ничего нового, однако Астана недавно продемонстрировала готовность дать словесный отпор. Так, например, после неудовлетворительной оценки, данной прошедшим выборам Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, правительство Казахстана попыталось дискредитировать саму миссию наблюдателей ОБСЕ. Назарбаев заявил, что критикующие выборы наблюдатели "кем-то наняты", а правительство указало на позитивные отзывы других, не столь почтенных наблюдателей за выборами, таких как миссии от Шанхайской организации сотрудничества и Содружества независимых государств, намекнув, что ОБСЕ является пришлой организацией.

Учитывая обстоятельства, американские должностные лица и аналитики отмечают, что США следует не стращать Астану, а потихоньку подталкивать казахстанских чиновников к осознанию того факта, что реформы отвечают их собственным интересам, что демократизация является гарантией от нестабильности в будущем".

"Одни получают зарплату, а другие взимают "административную ренту". Причем и те и другие понимают, что "государева служба" - наиболее оптимальный вариант трудоустройства"

Череда перестановок в казахстанской власти - уход одних долгожителей и приход других на освободившиеся места вполне укладывается в логику перманентных перемен, когда кроме кадровой ротации высокой турбулентности ничего больше не происходит. Именно по этой причине каждое неожиданное назначение в Казахстане "обсасывается" в СМИ со всех сторон. Единственная интрига нынешней череды перестановок - назначение Нурлана Каппарова министром охраны окружающей среды.

Постоянный автор газеты "Время" Данияр Ашимбаев - он же по совместительству главный редактор биографического сборника "Кто есть кто в Казахстане" и один из самых известных специалистов по элитам - рассказывая о перестановках, даже не скрывает издевательского тона. "Страна в принципе не выходит из режима постоянных реорганизаций и перестановок. За время премьерства Масимова (кстати, его долголетие в этой должности - одно из немногих парадоксальных исключений из правил) в составе правительства сменилось по три министра индустрии, внутренних дел, сельского хозяйства, юстиции, здравоохранения, труда, экономики и охраны окружающей среды. Из 19 первых ответственных секретарей (это те, которые должны были быть "несменяемыми"), назначенных осенью 2007 года, до наших дней в должности дожили только четверо. При этом как мантра повторяется тезис о необходимости сокращения аппарата, борьбе с коррупцией, бюрократией и непотизмом, повышении эффективности и улучшении работы. Однако достижима ли такая цель в принципе?

Сейчас в Казахстане функционируют около 10 государственных органов, непосредственно подчиненных президенту, 19 министерств, 8 правительственных агентств и около 50 комитетов. (Некоторые цифры приблизительные, поскольку идет - естественно! - реорганизация.) Штатная численность ведомств, подчиненных президенту, составляет 25199 человек (не считая АП и спецслужб), подчиненных правительству - 213499,5 человека. В 14 областных акиматах работают аппараты акимов и по 19 управлений (в Алматы - 23 управления, в Астане - 22). Штатная численность их работников составляет 36690. Плюс районные, городские, сельские акиматы, аппараты маслихатов. (...)

Не хочу никого обидеть, но многие идут на работу в государственные структуры не для того, чтобы исполнить детскую мечту о регулировании дорожного движения, оформлении таможенных деклараций или "справедливо управлять государством". Люди идут конкретно зарабатывать. Просто одни получают зарплату, а другие взимают "административную ренту". Причем и те и другие понимают, что "государева служба" - наиболее оптимальный вариант трудоустройства, при правильном поведении обеспечивающий стабильный доход, хорошие перспективы, ценный опыт и нужные связи. Более того, административная работа идеально подходит нашему человеку по менталитету. Пресловутая созерцательность мышления позволяет достичь нирваны только при наличии административных рычагов, способных слегка улучшить, модернизировать и идеализировать созерцаемый объект.

За последние пару веков народ перешел от кочевого быта к оседлости, перебрался из аула в город, утратил прежние традиции, но смог сохранить один важный элемент прежней культуры. Номад, кочевник не просто кочевал или скакал верхом, он еще и сидел верхом, в седле, управляя доступной ему стихией, крепко сжимая свой транспортно-продовольственный ресурс двумя ногами и уверенно направляя его в нужную сторону. И в некотором смысле, прошу прощения за эту метафору, административный ресурс заменил прежнего скакуна, став и другом, и обедом, и возможностью поддерживать традицию".

Не менее интересна другая статья этого же издания - о том, почему бывший председатель Комитета таможенного контроля республики Серик Баймаганбетов был арестован по обвинению в коррупции и теперь рискует сесть за решетку на довольно долгий срок. Версии издания можно верить, а можно нет - но одно несомненно: она весьма точно описывает "их нравы".

"Почти весь прошлый год длилась массированная зачистка на казахстанско-китайской границе, когда в разработку финансовой полиции попала и была обезврежена крупная группировка контрабандистов, крышуемая целой группой высокопоставленных сотрудников центрального аппарата КНБ и таможенного департамента Алматинской области. Однако эти аресты не принесли ожидаемого коммерсантами послабления в поборах. Все они в один голос твердили, что на границе стало еще хуже, так как пришедшая рулить новая команда по своим аппетитам превосходит прежнюю, ликвидированную. Например, в Ассоциации таможенных брокеров утверждают, что теперь взятки берутся чуть ли не в открытую - якобы в Алматы в центрах таможенного оформления "Мерей" и "Даму" организованы специальные "тайные комнаты" контроля за поступлением товаров из Китая. Сидят в них вовсе не таможенники, а некие частные лица, но по своим возможностям - почти волшебники. Без их санкции не дают выгружать товары и приступать к таможенному оформлению грузов. Всех коммерсантов и грузоперевозчиков заставляют заходить в эти комнаты и оставлять там за любовь и ласку к ним от 15 до 20 тысяч долларов. И только тогда с их грузами происходит долгожданное чудо. Тех же, кто пытается добиться выгрузки и растаможки своего товара на СВХ напрямую, без участия сидящих в этих тайных комнатах колдунов-волшебников, подводят под нарушение таможенных правил и душат штрафами. В брокерской ассоциации утверждают, что сегодня такая схема действует в Алматы, Караганде, Усть-Каменогорске и Актобе. Между этими четырьмя городами и поделен весь трафик грузов из Поднебесной. А главное - за этой схемой якобы стоит некая персона, совсем недавно надевшая погоны и занимающая не слишком большой пост в таможенном департаменте Алматы. Но поскольку эта скромная сама по себе персона с некоторого времени вошла в круг одной из первых семей страны, то у нее чуть ли не на побегушках сам председатель таможенного комитета Баймаганбетов, которому якобы перепадают лишь жалкие крохи от большого контрабандного пирога. И по той же причине ни один из правоохранительных органов не в силах бороться с беспределом на границе. (...)

А еще через несколько дней в стране произошли очередные кадровые перестановки: председатель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Кайрат Кожамжаров стал акимом Акмолинской области, а его место занял Рашид Тусупбеков, до этого сидевший в кресле министра юстиции. Новый глава финпола, бывший когда-то и генеральным прокурором, и председателем Верховного суда, явно истосковавшись по живой работе, поручил новым подчиненным по-быстрому выдать на-гора что-нибудь этакое с пылу с жару. И те принесли ему свежий оперативный материал: аудио- и видеозаписи коррупционного адьюльтера высшего руководства таможенных органов. Кино получилось - загляденье! К председателю заносили и чемоданчиками, и пластиковыми пакетами, совершенно открыто обсуждали происходящее, так как, судя по всему, даже не предполагали, что кто-то все это может исподтишка скрупулезно фиксировать...

Как утверждают наши источники, Рашид Тусупбеков понес это впечатляющее кино показать главе государства. Говорят, президент был взбешен..."

Очень внимательно к фигуре нового министра охраны окружающей среды Нурлану Каппарову отнеслось информационно-аналитическое издание "Контур". Сетевая газета припомнила главе ведомства все его бизнес огрехи. Сам факт появления этого материала может означать, что не успев вступить в должность, бывший бизнесмен получил серьезное предупреждение.

"Начало 90-х породило целую плеяду казахстанских бизнес-первопроходцев, по своей тогдашней сути, мало отличавшихся друг от друга. Все активно занимались торгово-посреднической деятельностью, перепродавая практически все, что попадалось на глаза - от батончников "Сникерс" и "Марс", до подержанных иномарок или строительных полуфабрикатов. Не стало исключением и ТОО "Акцепт" охотно реализующая практически любой мало-мальски ликвидный товар, который удавалось отбить у конкурентов. Чуть позже добавились компьютеры и бытовая техника, а еще через какое то время зародилась и собственная пейджинговая кампания "Акцепт-пейдж". То есть, наличие определенной хватки и чутья у тогдашней команды молодых предпринимателей во главе с Нурланом Каппаровым, действительно отрицать было нельзя. Процесс развития шел ускоренными темпами, нарабатывались зарубежные контакты и через какое- то время в ТОО была учреждена должность заместителя директора по внешнеэкономическим связям, которую занял молодой выпускник Уханьского юридического университета, вдобавок успевший немного потрудится в Министерстве труда Карим Масимов. Ему то и пришлось налаживать поставки из соседнего Китая самых разных ходовых товаров - от текстильного ширпотреба, до столь необходимого для любого вино водочного производства этилового спирта. Тесное сотрудничество с казахстанскими ликероводочными заводами, которые явно испытывали не лучшие времена и проигрывали в конкурентной борьбе с импортной продукцией (о качестве последней рассуждать не будем, хотя бы потому, что в те времена приоритет потребителя изначально был "заточен" на зарубежный товар) тем не менее, наводило на мысль о бешеной рентабельности алкогольного производства. Оставалось лишь понять как подобраться к ним поближе, а еще лучше -полностью заполучить в свои руки.

Уж каким образом был налажен контакт с тогдашним руководством Комитета по приватизации государственной собственности, сейчас доподлинно будет сказать уже несколько затруднительно. Может бизнес-планы "Акцептовцы" представили интересные, может еще что, но тем не менее факт остается фактом - предложения о сотрудничестве получили у представителей государства одобрение и поддержку. Первым увидело свет Правительства Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года № 1294 "О мерах по стабилизации деятельности Айдабулского спиртового завода". В нем шла речь о достаточно крупном предприятии, расположенном в Зердинском районе Кокшетауской области и имевшем без малого столетнюю историю своей производственной деятельности. Стабилизировать работу спиртзавода по устоявшейся тогда схеме-шаблону, предлагалось путем "заключения с товариществом с ограниченной ответственностью "Акцепт" договора на право управления предприятием, с предоставлением преимущественного права на выкуп принадлежащих государству акций".

То есть, маленько освоится, осмотреться, заработать немного денег на реализации продукции, а затем, в случае если завод покажется привлекательным, то и выкупить его в личную собственность. Схема надо признать была замечательная, и счастливчикам которые в нее попадали, фактически доставались вполне рентабельные предприятия, мало того что выкупаемые ими по голландскому методу (то есть, путем понижения цены), так еще и вдобавок, за деньги, фактически полученные от реализации продукции самого предприятия в бытность такового в государственной собственности. Не воспользоваться подобным шансом было бы на самом деле большой грех, и уж тем более не стоило останавливаться на достигнутом. Аналогичный договор был заключен и по поводу управления Жамбылским спиртоводочным заводом (к тому времени уже называвшемся ОА "Тараз"), еще одним тамошним АО "Шарап" и спирт заводиком базирующимся в расположенном близ Алматы городке Талгар. Ну а буквально еще через пару-тройку месяцев, в январе 1996 года, на свет народились еще несколько правительственных постановлений под практически идентичными заглавиями "О мерах по улучшению деятельности и приватизации предприятий по производству спирта и спиртоводочной продукции", в которых ТОО "Акцепт" дозволялось приобрести в личное пользование контрольные пакеты всех вышеназванных предприятий.

Все! С этого момента можно было констатировать, что жизнь, в общем- то удалась. Имея контроль практически над всем спиртом легально производящимся в стране можно было смело выходить на принципиально иной уровень развития бизнеса и соответственно финансовых потоков. И рекламные ролики призывающие донести водку "Тараз" в каждый дом, сменились другими, еще более залихватскими, где голосом Кирилла Ли телезрителям сообщалось о том что "Акцепт - это полный атас!"

В том, что тогдашний молодежный кумир в чем- то был абсолютно прав, стало известно чуть позже, когда по истечению положенного количества времени деятельностью спиртово-водочной империи "Акцепта" все- таки стали интересоваться контролирующие органы. И тогда, взорам проверяющих стали открываться поистине удивительные вещи, которые кроме как "атасом" наверное, и назвать то было бы нельзя".

"Отсюда выводился сакральный принцип: изгнать с земель "дикого киргиза", ибо он не трудится! Он хочет даром все получить - лентяй, вор и барымтач!"

Тем временем, казахская интеллигенция на страницах русскоязычной прессы продолжает обсуждать некоторые нюансы возрождения нации. Поводом к разговору на эту тонкую тему стала статья журналиста и web-издателя Джанибека Сулеева, в которой он жестко прошелся по националистам, буквально заявив, что те строят нацию в ущерб строительству государства. Ответ не заставил себя ждать.

Одним из первых на полемический материал откликнулся журналист Серик Малеев на страницах "Алтын орды" ("Золотой орды" - каз.), написавший ответную статью о казахской идее на примере... России. Впрочем, надо отметить, что, несмотря на некоторую абсурдность - такова традиционная тактика многих участников дискуссии на эту тему: вместо разговора по существу перевод разговора в плоскость "не мы одни такие". Именно в таких тонах и выполнен этот материал.

"Он видит мир таким. И это, исключительно его право, строить из увиденного свои умозаключения. Но насколько они соотносимы с правдой жизни? И это уже вопрос другой. Так, Джанибек о казахах пишет: "Вот мы и наблюдаем совершенно хищническое отношение элиты к собственному народу, к общественным богатствам, к общественной казне. Она может не говорить на казахском, иметь зарубежное образование, но действует и руководствуется почему-то старинными степными правилами - кто сильней, тот и прав, кто родовитей (т.е.имеет отношение к атрибутам власти и рычагам влияния), тот и богат. Вопрос "А как же верховенство закона?" повисает в воздухе: верховенство закона это там, где "бабло" хранится, а тут, на родной земле... мы уж как-нибудь по-нашему, по-казахски, по-понятиям разберемся".

И здесь у меня невольно зарождается возражение: А как же тогда другие народы? К примеру, наши ближние соседи - русские? Разве они не руководствуются в наши дни схожими понятиями? Тем же правом силы? По отношению к своим же близким сородичам. Или их тоже прикажите (орфография и пунктуация автора сохранена - ИА REGNUM) считать отныне казахами? А как быть с олигархами еврейского происхождения? С итальянской мафией? C японскими якудза?... А как быть с теми же американцами, бомбящими беспощадно Ирак и Афганистан? Или, может они тоже все отныне считаются поголовно степняки? И действуют в соответствии с казахскими понятиями?

А если нет, то, причем тут степные законы? И кто сказал вообще Джанибеку, что законы степи были направлены на грабеж ближнего? Откуда такая неверная информация? Законы степи, и это подтвердит вам любой этнограф, по преимуществу были нацелены на взаимное выживание. А не на грабеж и уничтожение мирного населения. Вопросов, вытекающих из статьи, как видим, больше чем ответов. Ошибка Джанибеком допушена уже в самом посыле, а, следовательно, ошибочными будут и все заключительные построения".

Зато довольно занятный материал по теме появился на страницах Central Asia Monitor, где Сейткасым Ауелбеков опровергает некоторые тезисы писателя Ауэхана Кодара. Проблема статьи в том, что без предварительной подготовки, то есть "погружения" в дерби "казахского вопроса", не каждый читатель поймет о чем в материале идет речь.

"Теперь о лености казахов. Этот тезис тоже из разряда старых баек русских крестьян-переселенцев XIX века, которые точно так же, как Кодар, поверхностно понаблюдав за жизнью казахов, приходили к аналогичному выводу: "земля-то Божья; она принадлежит тому, кто ее обрабатывает". Отсюда выводился сакральный принцип: изгнать с земель "дикого киргиза", ибо он (на земле, в данном случае) не трудится! Он хочет даром все получить - лентяй, вор и барымтач!

Карикатура Кодара построена на старом как мир противопоставлении земледельческой и кочевой культур, двух образов жизни. По библейскому генезису (убийство Авеля Каином и блуждание каиново как наказание), пастушеский образ жизни стал синонимом божьего проклятия. Впоследствии эта "эпистема" кочевала из одного опуса в другой, и каждый автор придавал образу кочевника негативные черты, исходя из предмета собственного интереса, вкуса или темперамента. Но наука давно преодолела эту бинарность, теоретически обосновав, во-первых, принцип взаимодополняемости оседлых и кочевых культур; во-вторых, недопустимость применения критериев оседлой культуры в изучении кочевой цивилизации, в деталях исследовав специфику функционирования последней.

В этой связи с сожалением хочу напомнить читателям одно обстоятельство. До сегодняшнего дня, насколько мне известно, никто из представителей гуманитарных наук - ни один философ или культуролог, ни один социолог или этнолог - не поинтересовался тем, как за послед­ние, скажем, два десятилетия в общественном сознании казахов произошло переосмысление, переоценка значения и ценности других видов труда. Уверен: вместо того, чтобы строить умозрительные конструкции, было бы много полезнее заниматься частными техническими, но очень конкретными вопросами, прежде чем выдавать синтетические обобщения. Возьмем такой пример.

Лет 20-30 назад во всем Шымкенте было всего лишь четверо или пятеро сапожных дел мастеров, причем среди них ни одного казаха, ни даже узбека. Все они были "жоит", как говорили в нашем ауле, - может, еврейской или армянской национальности, точно не знаю. Так вот, сегодня на том же "Верхнем базаре" (Кыргы базар), где был единственный "сапожник-жоит", сегодня рядами сидят сапожники-казахи. Не только из числа оралманов, но и уроженцы местных аулов - в частности, моего родного Каракия, который находится в 25 километрах от Шымкента".

Включается в полемику и авторы информационно-аналитической газеты "Спик". Автор ресурса Талгат Исмагамбетов - единственный, кто ведет полемику с отсылкой на конкретные труды и философские мысли.

"Миф о генеалогической системе родства казахских племен был отечественным вариантом мифа об общем происхождении. Что вполне достаточно для этноса. Запрет после Великой Отечественной войны эпосов об Эдигее-батыре (Едиге), Шоре-батыре сократил официально признаваемую версию казахско-ногайского героического эпоса до имен трех богатырей - Кобланды, Ер-Таргын, Камбар. Выросли поколения, для которых новые, идеологизированные мифы советского времени ("впереди планеты всей", "мы в коммунизме будем жить") были реальностью, затем эти мифы обратились в иллюзии.

В монографии Абылхожина Ж., Ерофеевой И., Масанова Н. о мифотворчестве показано, что пустота заполняется мифами иного характера /Научное знание и мифотворчество в современной историографии Казахстана /Н.Э. Масанов, Ж.Б. Абылхожин, И.В. Ерофеева.- Алматы: Дайк-пресс, 2007. Ряд аспектов мифологизации этногенеза казахов и его номадной культуры в этой монографии показаны Н. Масановым; историческая ремистификация эпохи позднего Средневековья и Нового времени, проще говоря появление сонма батыров эпохи джунгарских войн, часто неизвестных прежним источникам - И. Ерофеевой, инерция мифотворчества в освещении советской и постсоветской истории страны -Ж. Абылхожиным/.

Но мифы о героях аульного значения раскалывают казахский этнос, ибо выражают конкуренцию типа кто из какого рода-племени был круче, внес больший вклад. При этом, игнорируется действительно значимые герои народного эпоса (опять-таки по сталинским лекалам, старательно вычищавшим историческую память от Эдигея, Шоры и прочих героев эпических сказаний).

Следует добавить к аргументированной позиции этих авторов обстоятельство, имеющее прямое отношение к конструированию национальной идентичности, т.е. ключевому аспекту нациестроительства.

По опыту стран Европы известно: 1) Конструирование нации начинается по инициативе интеллектуалов, создающих привлекательные образы прошлого, мифы, произведения культуры; 2) Политики затем применяют уже созданные ими образы, продолжая параллельно с интеллектуалами созидать конструкт нации.

"Чтобы идти вперед, надо оглянуться и податься назад". Его содержательность нашего эпоса понял В. Жирмунский, увидев сходство с реальными событиями и деяниями некоторых исторических личностей позднего периода Золотой Орды. Но часть казахских интеллектуалов (даже традиционалистов) видит только проблемы функционирования казахского языка, не видя содержание языка и по-прежнему относит эпос к разряду фольклора, игнорируя его роль как сокровищницы исторической памяти.

Неоценима роль интеллектуалов, которые будут способны подобно сказителям прошлого увидеть общечеловеческое в деяниях героев казахско-ногайского эпоса и вернуть их нашим современникам подобно сказанию о короле Артуре. Привлекательность героев эпоса распространялась и на неказахскую аудиторию: имена их были известны народам Крыма, Поволжья, Северного Кавказа, Западной Сибири и отмечены в русских летописях, что отражено русскими историками XIX века, такими как Соловьев, а до него Карамзиным. Так что не чуждо было знать их и русским историкам".

Михаил Пак, Алма-Ата