Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2004 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2006 года

Раздел I. Основные направления реализации политики в сфере приватизации федерального имущества

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2004 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2006 года (далее именуется - Программа приватизации) разработаны в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2004 году", Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Целью Программы приватизации является максимизация вклада приватизации федерального имущества в увеличение темпов роста и конкурентоспособности экономики Российской Федерации.

1.Задачи Программы приватизации.

Основными задачами Программы приватизации являются:

осуществление в 2004-2006 годах приватизации федерального имущества, которое не используется для обеспечения функций и задач государства;

проведение структурных преобразований в соответствующих отраслях экономики;

формирование доходов федерального бюджета.

2. Принципы формирования Программы приватизации.

Основными принципами формирования Программы приватизации являются:

ориентация на инвестиционный спрос со стороны стратегических и портфельных российских и иностранных инвесторов;

использование результатов отраслевого и межотраслевого сравнительного анализа эффективности работы организаций частной и государственной форм собственности;

учет при формировании Программы приватизации отраслевых программ развития и Федеральной адресной инвестиционной программы;

обеспечение максимальной бюджетной эффективности приватизации каждого объекта федерального имущества.

3. Прогноз влияния приватизации на структурные изменения в экономике в 2004-2006 годах.

По состоянию на 1 июня 2003 г. в Российской Федерации насчитывалось 9 860 федеральных государственных унитарных предприятий, в собственности Российской Федерации находились пакеты акций 4 205 акционерных обществ (из них включено в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2003 год 1875 пакетов акций и 887 федеральных государственных унитарных предприятий). По размеру федерального пакета акций в уставном капитале акционерного общества пакеты акций распределялись следующим образом:

100% уставного капитала - 118 акционерных обществ;

от 50% до 100% уставного капитала - 600 акционерных обществ;

от 25% до 50% уставного капитала - 1 339 акционерных обществ;

25 и менее процентов уставного капитала - 2 148 акционерных обществ.

Распределение федеральных государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, по отраслям экономики является следующим:

В 2004 году будут предложены к приватизации все федеральные пакеты акций акционерных обществ нефтегазового строительного комплекса; угольной и топливной промышленности; акционерных обществ, осуществляющих геофизические услуги в нефтегазовом комплексе; акционерных обществ рыболовства, автомобильной, часовой, пищевой, перерабатывающей и легкой промышленности; лесопромышленного комплекса; хладокомбинатов; кредитных организаций, а также акционерных обществ металлургической промышленности (за исключением предполагаемых к включению в перечень стратегических акционерных обществ).

В 2004 году будет завершена приватизация федеральных государственных унитарных предприятий нефтегазового комплекса; топливной промышленности; морского и речного транспорта (за исключением не подлежащих приватизации); предприятий полиграфической промышленности, здравоохранения (за исключением предприятий, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор, а также предприятий, находящихся в ведении Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации); внешнеэкономических предприятий.

В 2004 году будет продолжена приватизация пакетов акций акционерных обществ машиностроения; энергостроительного комплекса; химической, нефтехимической и атомной промышленности; морского, автомобильного и воздушного транспорта; связи; хлебопродуктообеспечения; непроизводственной сферы, а также приватизация федеральных государственных унитарных предприятий машиностроения, воздушного транспорта, геологии, птицеводства и животноводства (за исключением связанных с селекционно-племенными работами).

В целях оптимизации состава и структуры оборонно-промышленного комплекса в 2004 году предполагается акционирование ряда федеральных государственных унитарных предприятий и внесение в соответствии с ФЦП "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)" пакетов акций в состав интегрированных структур, создаваемых форме акционерных обществ.

В 2004 году будут предложены к продаже все федеральные пакеты акций, размер которых не превышает 25% от уставного капитала соответствующего акционерного общества, за исключением пакетов акционерных обществ энергетики (до завершения реорганизации РАО "ЕЭС России"); газового хозяйства; акционерных обществ, для которых предусматривается финансирование в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы; пакетов, участвующих в формировании интегрированных структур, а также пакетов акций крупнейших акционерных обществ, продажа которых будет осуществляться исходя из потребностей формирования доходной части федерального бюджета в соответствующем году.

Всего в 2004 году предполагается приватизировать акции 733 акционерных обществ (718 открытых и 15 закрытых акционерных обществ), 1070 федеральных государственных унитарных предприятий, доли, принадлежащие Российской Федерации, в четырех обществах с ограниченной ответственностью и долю Российской Федерации в праве собственности на имущественный комплекс.

Перечень акционерных обществ, акции которых будут предложены к приватизации в 2004 году, перечни федеральных государственных унитарных предприятий и иного имущества, предполагаемого к приватизации в 2004 году, приведены в Разделе II Программы приватизации.

Время продажи, способ(ы) продажи, размер(ы) продаваемого(ых) пакета(ов), акций открытого акционерного общества "Лукойл" будут определены дополнительно распоряжением Правительства Российской Федерации исходя из конъюнктуры рынка.

Приватизация акционерных обществ, вошедших в Программу приватизации и одновременно находящихся в перечне акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, закрепленные в федеральной собственности акции которых не подлежат досрочной продаже, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998г. № 784, будет осуществляться с соблюдением порядка, установленного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2001г. № 1514.

В ходе приватизации в 2005 году будут предложены к продаже пакеты акций акционерных обществ, созданных в 2003-2004 годах при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий, за исключением тех акционерных обществ, которые будут включены в перечень стратегических акционерных обществ.

В 2005 году предполагается прекращение участия Российской Федерации в акционерных обществах газового хозяйства, энергостроительного комплекса, рыболовства, строительного комплекса, кинематографии и кинопроката, внешнеэкономических организациях, а также акционерных обществах машиностроения (за исключением стратегических акционерных обществ).

В 2005 году будут предложены к продаже все федеральные пакеты акций, размер которых не превышает 50% от уставного капитала соответствующего акционерного общества, за исключением пакетов акций крупнейших акционерных обществ, продажа которых будет осуществляться исходя из потребностей формирования доходной части федерального бюджета в соответствующем году.

В 2005 году также предполагается завершение приватизации федеральных государственных предприятий гражданской авиации, геологии, предприятий растениеводства, птицеводства и животноводства (за исключением связанных с селекционно-племенными работами).

В 2005-2006 годах также будут приватизированы федеральные государственные унитарные предприятия, в отношении которых в установленном порядке будут сняты существующие ограничения на приватизацию.

В ходе приватизации в 2006 году будут предложены к продаже пакеты акций акционерных обществ, созданных в 2004-2005 годах при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий, за исключением тех акционерных обществ, которые будут включены в перечень стратегических акционерных обществ.

В 2006 году также предполагается прекращение участия Российской Федерации в акционерных обществах гражданской авиации, здравоохранения, химической, нефтехимической и полиграфической промышленности, геологии, рыболовства, птицеводства, растениеводства, животноводства, лесопромышленного комплекса, медицинской промышленности, а также акционирование федеральных государственных унитарных предприятий атомной промышленности.

В 2006 году предполагается завершение приватизации в авиационной промышленности; производстве вооружений, средств связи, ракетно-космической техники, боеприпасов, продукции спецхимии; судостроительной и электронной промышленности; радиопромышленности, связанной с реализацией ФЦП "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)".

Таким образом, в 2004-2006 годах к приватизации будет предложено федеральное имущество, которое не используется для обеспечения функций и задач государства. В результате в федеральной собственности в основном останется имущество, запрещенное к приватизации, а также стратегические предприятия и стратегические акционерные общества, обеспечивающие выпуск уникальной продукции (товаров, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности, или являющиеся объектами инфраструктуры федерального значения, действующими в неконкурентном секторе экономики.

Состав предлагаемых к продаже в 2005-2006 годах федеральных пакетов акций, обеспечивающих основные поступления доходов федерального бюджета от приватизации, будет определяться исходя из инвестиционного спроса и потребностей формирования доходной части федерального бюджета в соответствующем году.

4. Прогноз поступления в федеральный бюджет полученных от продажи федерального имущества денежных средств.

Исходя из состава предполагаемого к приватизации федерального имущества, в 2004 году ожидается получение доходов федерального бюджета от приватизации в размере не менее 40 млрд. рублей. В 2005-2006 годах доходы федерального бюджета от приватизации будут составлять не менее 35 млрд. рублей ежегодно.

Пояснительная записка к проекту распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2004 год и основным направлениям приватизации федерального имущества до 2006 года

Проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2004 год и основных направлений приватизации федерального имущества до 2006 года (далее именуется - Программа приватизации) подготовлен в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", основными направлениями внутренней политики Российской Федерации, определенными Президентом Российской Федерации.

Основные направления приватизации федерального имущества до 2006 года сформированы в целях согласованности процесса приватизации федерального имущества, как одного из важных инструментов экономической реформы, с программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Помимо этого прогноз приватизации необходим для подготовки перспективного финансового плана до 2006 года, который разрабатывается вместе с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год".

В Программе приватизации указана цель и задачи приватизации, а также принципы формирования Программы приватизации, прогноз влияния приватизации на структурные изменения в экономике, а также прогноз поступления в федеральный бюджет полученных от продажи федерального имущества денежных средств.

Предполагается, что в 2004-2006 годах к приватизации будет предложено федеральное имущество, которое не используется для обеспечения функций и задач государства.

Распределение имущества, предлагаемого к приватизации, по годам определено согласно принципами формирования Программы приватизации.

Согласно указанным принципам был проанализирован инвестиционный спрос со стороны стратегических и портфельных российских и иностранных инвесторов. Минимуществом России была получена информация о проведенном Российским союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) анализе мнений представителей российского крупного и среднего бизнеса о направлениях инвестиционного спроса на активы, находящиеся в федеральной собственности. Также были использованы оценки ряда международных инвестиционных банков. В результате в Программе приватизации отражены предпочтения потенциальных инвесторов и вместе с этим Программа приватизации дает возможность инвесторам для среднесрочного планирования инвестиций в объекты приватизации.

Одним из основных принципов формирования Программы приватизации являлось использование результатов отраслевого и межотраслевого сравнительного анализа эффективности работы организаций частной и государственной форм собственности.

Для реализации этого принципа были использованы результаты работ по анализу эффективности работы организаций государственного и частного секторов экономики, подготовленные Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, а также Международным центром социально-экономических исследований "Леонтьевский центр".

Анализ показал, что в целом в организациях частной формы собственности производительность труда выше, по сравнению с организациями государственного сектора экономики. По статистическим данным за 2002 год наибольший разрыв производительности труда работника частного сектора и работника государственного сектора экономики был в черной металлургии, топливной, химической, нефтехимической и пищевой промышленности. Соответственно предприятия этих отраслей предлагается приватизировать в 2004 году.

Программа приватизации взаимоувязана с федеральной целевой программой "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)". Также учтена Федеральная адресная инвестиционная программа - приватизация федеральных пакетов акций акционерных обществ, которым выделяются государственные капитальные вложения, будет осуществляться после получения в собственность Российской Федерации акций обществ, выпущенных в связи с осуществлением указанных капитальных вложений.

В соответствии с Прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества на 2004 год и основными направлениями приватизации федерального имущества до 2006 года предполагается приватизация 1070 федеральных государственных унитарных предприятий и 718 открытых акционерных обществ.

В перечень подлежащих приватизации предприятий вошли 67 федеральных государственных унитарных предприятий, исключаемых из перечня предприятий и организаций оборонного комплекса, приватизация которых запрещена, а также 152 пакетов акций открытых акционерных обществ, приватизация которых возможна с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2001 № 1514. Кроме того, 34 пакета акций подлежат внесению в уставный капитал интегрированных структур. Необходимо отметить, что в Программу приватизации включены пакеты акций и федеральные государственные унитарные предприятия топливной промышленности, которые в случае принятия Президентом Российской Федерации соответствующего решения предполагается включить в интегрированную структуру.

В Программу приватизации также включены пакеты акций 31 кредитной организации (21 открытое акционерное общество, 10 закрытых акционерных обществ) и 2 доли в кредитных организаций - обществах с ограниченной ответственностью, полученные в процессе выполнения Минимуществом России распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 № 454-р о прекращении государственного участия в уставных капиталах кредитных организаций.

Время продажи, способ(ы) продажи, размер(ы) продаваемого(ых) пакета(ов), акций открытого акционерного общества "Лукойл" будут определяться Правительством Российской Федерации исходя из конъюнктуры рынка.

Наиболее значимыми по предполагаемому размеру поступлений в федеральный бюджет 2004 года будут продажи федеральных пакетов акций акционерных обществ "Лукойл", "Дальневосточное морское пароходство", "Новороссийский морской торговый порт", "Аэропорт "Толмачево", "Тверской вагоностроительный завод", "Ростсельмаш", "Невский завод", "Слава" (второй часовой завод)".

Проект распоряжения согласован Минэкономразвития России (Матеров И.С.), Минпромнауки России (Кирпичников М.П. - исправления на листе согласования сделаны лично Кирпичниковым М.П. после снятия имеющихся разногласий с Минимуществом России), МАП России (Дудкин С.Н.) и Российским фондом федерального имущества (Томащук К.Ю.). По проекту распоряжения имеются замечания Минфина России.

Заместитель Министра имущественных отношений Российской Федерации З.Х. Рустамова