Официальный Белград ведёт активные переговоры с Брюсселем, стремясь получить статус кандидата на вступление в ЕС. Однако Евросоюз выдвигает политические условия, связанные с необходимостью легализации статуса Косово со стороны Белграда. Своё видение ситуации высказал 13 февраля в интервью ИА REGNUM старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров.

ИА REGNUM: Как мы знаем, Сербия движется к тому, чтобы получить статус кандидата в члены ЕС. Сможет ли она сделать это, не признав Косово?

На мой взгляд, ей это сделать не удастся. В случае Сербии речь не идет о критериях в плане правовых реформ, о соответствии бюджетных и социально-экономических показателей нормам ЕС - дело в политическом требовании. Оно заключается в том, чтобы Сербия нормализовала отношения с Косово. В докладе Еврокомиссии о перспективах одобрения сербской заявки, конечно же, не прописано то, что Сербия должна признать Косово на государственном уровне. Однако ход переговоров, которые уже год ведутся между Белградом и Приштиной под эгидой Евросоюза, а также заявление ключевых политиков Европы, в частности, представителей Германии, которая сейчас играет лидирующую роль в рамках ЕС, не оставляют сомнений, что речь идет о признании Косово, если не де-юре, то де-факто. Белград должен дать согласие косовской делегации на участие в международных форумах под именем Республики Косово, под своим собственным флагом, а также дать право Косово заключать международные соглашения. Сербия должна отказаться от блокирования приема Косово в ряды международных организаций. В итоге, власти Сербии оказались перед дилеммой: либо признавать Косово и заявлять, что они не возражают против признания Косово субъектом международного права, либо отказаться, как минимум на перспективу обозримого будущего от вступления в Евросоюз.

ИА REGNUM: Учитывая нынешние экономические проблемы ЕС, готов ли Союз в ближайшей перспективе действительно интегрировать Сербию?

В том-то и дело, что Евросоюз, с точки зрения внутреннего положения в этой организации, не готов сейчас принимать ни Сербию, ни ее соседей. Опросы показывают, что большинство граждан стран членов ЕС отрицательно относятся к интеграции не только Турции, но и балканских государств, таких, как Албания или Босния и Герцеговина. Они могут создать и уже создают проблемы. В то же время, руководство ЕС не может заявить, что оно отказывается от дальнейшего расширения на восток, хотя Европа переживает сейчас не лучшие времена из-за кризиса. Это явилось бы признанием слабости Евросоюза, а он на это не пойдет. Из-за этого в отношении каждой страны выдвигаются те условия, на которые очень легко сослаться: Сербия не признает Косово, в Албании отсутствует верховенство закона, а правительство не борется с организованной преступностью, в Боснии нет реальной централизованной власти, Македония не договорилась с Грецией насчет названия. Это позволяет ЕС держать страны на коротком поводке: требовать от них все больше уступок. Принимать эти страны они, в принципе, не собираются. Хорватию принимают только в 2013 году, хотя ее заявка висела в Евросоюзе уже 15 лет, и эта страна станет в ближайшие годы последним государством на Балканах, которые приняты в Евросоюз. Относительно остальных будут выдвигаться те же самые требования, которые фактически развязывают руки ЕС. Эта ситуация является не самой плохой для самой Сербии, потому что белградским властям нет сейчас никакого смысла спешить в плане признания Косово, идти на какие-то уступки.

ИА REGNUM: Существует ли в сербском обществе консенсус по поводу вступления в Евросоюз? Смена поколений в сербском обществе сможет повлиять на отношение к Косово?

Сербское общество по этому вопросу расколото. Как показали последние опросы, число граждан, выступающих против вступления в ЕС, превысило число граждан, для которых вступления в Евросоюз является главным внешнеполитическим приоритетом. Многое будет зависеть от того, каким окажется сам Евросоюз, поскольку в сербском обществе есть молодое поколение, полное исключительно прозападных настроений. Возглавляет эту группу Либерально-демократическая партия, которая считает, что Сербия должна вступать не только в ЕС, но и в НАТО. Тем не менее, укрепляются и оппозиционные силы, связанные не с прежними лидерами, вроде Слободана Милошевича, а с молодыми политиками, которые занимают более патриотические или, как их называют на Западе, более националистические позиции. Дальнейшее будет зависеть от того, как станет развиваться ситуация в Косово, как ее воспримут сербские власти. Если Белград продолжит вести двойную игру: на словах поддерживать косовских сербов, а на деле пытаться установить партнерство с Брюсселем, то чаша весов склонится в сторону политиков националистического толка. Сложный вопрос. Все будет зависеть от ЕС. Если он не пойдет ни на какие уступки в отношении Косово, то евроскептицизм в Сербии будет укрепляться.