Ануш Левонян: Ближний Восток - Закавказье: ставки сделаны - впереди война?

Москва, 12 февраля 2012, 15:37 — REGNUM  Армянские СМИ и экспертное сообщество активно комментируют недавние визиты в республику целого ряда высокопоставленных представителей российских силовых и специальных ведомств, отмечая, что минувшая неделя прошла в Армении под "российским знаком".

Напомним, что в течение нескольких дней в Ереване побывали первый вице-премьер РФ Виктор Зубков, глава "Росатома" Сергей Кириенко, секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев, главком сухопутных войск РФ Александр Постников, замглавы Погранслужбы Николай Козик, руководитель Федерального агентства "Росграница" Дмитрий Безделов. При этом основная проблематика, которая обсуждалась в ходе встреч с руководителями республики и представителями силовых структур, командованием 102-й российской военной базы в Гюмри и руководством Погрануправления ФСБ в Армении, касалась укрепления оборонного сотрудничества, совершенствования совместной охраны армянских рубежей с Турцией и Ираном, развития военно-промышленного комплекса республики.

Одновременно напоминается, что в те же дни Азербайджан посетил начальник турецкого Генштаба ВС генерал Недждет Озал, причем и в данном случае с руководством Азербайджана обсуждался практически аналогичный комплекс вопросов - с упором на развитие взаимодействия в оборонной сфере.

Всё это рассматривается и комментируется в увязке с обстановкой, складывающейся в Закавказье и на Ближнем Востоке в целом. Отмечается, что ситуация вокруг Ирана и в Сирии продолжает накаляться, волнения перебрасываются уже и на Ливан, основные мировые центры силы четко обозначили свои позиции, что вынудило определиться также и страны Южного Кавказа.

Как пишет китайский партийный официоз "Жэньминь Жибао", "взаимодействие между Китаем и Россией по противодействию стратегическим планам США в регионе привлечет к ним другие государства Евразии, в том числе Иран и Пакистан". Последний, кстати, уже пообещал нанести ядерный удар по Израилю, если Тель-Авив решится на войну с Тегераном. В этих условиях демонстрация "многовекторной" политики в области обеспечения безопасности для Еревана и Баку становится невозможной, и обе стороны сделали однозначный выбор: Армения - пророссийский, Азербайджан - протурецкий и, соответственно, проамериканский.

Баку, в частности, за последние десять дней сделал сразу несколько знаковых шагов, свидетельствующих об этом со всей ясностью. Во-первых, на Апшероне прозвучали призывы (поддержанные на уровне руководства правящей партии "Ени Азербайджан") переименовать страну в "Республику Северный Азербайджан" - по примеру разделенной Кореи и с прицелом на дальнейшее объединение. Это сразу же было воспринято как манифестация территориальных претензий к Ирану, северные провинции которого, граничащие с Азербайджаном, населены значительным азербайджанским меньшинством. Возможно, в Баку пришли к выводу, что военная операция против Исламской республики неизбежна, а это приведет к расчленению страны и включению ряда иранских территорий в состав Азербайджана. Подобная позиция полностью устраивает США и Израиль, которые в результате приобретают важный плацдарм на Апшероне, к тому же, при необходимости, могут задействовать азербайджанские (а в определенном раскладе - и турецкие) сухопутные силы.

Излишне при этом говорить, сколь рискованной представляется подобная комбинация: Иран, как известно, пообещал "сокрушительный ответ" любому государству, откуда будет исходить угроза для него. Однако для Баку много важнее позиция Турции, которая полностью одобряет такой подход. Ведь в случае успеха т.н. "тюркский мир" будет глобализирован, две "братские страны" получат общую границу, в то время как Армения и Карабах утратят выход на иранский рубеж и окажутся практически в полном окружении, причем, если учитывать известную позицию Грузии, могут оказаться в тотальной блокаде.

В свете этого логичными выглядят и другие шаги Баку. После недолгих колебаний президент Ильхам Алиев осудил Францию за принятие "проармянского" закона, криминализирующего отрицание геноцидов, тем самым отказавшись от сделанного в декабре президентом Франции Николя Саркози предложения вывести двусторонние отношения на уровень стратегического партнерства. Напротив, азербайджанский МИД присоединился к требованиям турецкой стороны исключить Францию из числа стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Как заявил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, "если Париж продолжит поддерживать Армению, отстаивая закон о Геноциде армян (в принятом законе нет ни слова об армянах и Геноциде 1915 г. в Османской Турции - А.Л.), членство Франции в МГ ОБСЕ не будет иметь смысла". Заметим, что Баку занял подобную позицию вопреки многочисленным предупреждениям европейских и российских дипломатов и экспертов, считающих, что "эмоциональная реакция" в данном случае должна быть исключена, поскольку способна привести к крайне негативным последствиям.

Однако вряд ли высказывание Мамедъярова можно отнести к проявлениям "эмоций". Речь идет о четко обозначенном приоритете, еще одним свидетельством чего является голосование Азербайджана 5 февраля в Совете Безопасности ООН по "сирийской резолюции". Баку, вопреки позиции России и Китая, поддержал проект документа, хотя избрание Азербайджана в число непостоянных членов Совбеза произошло во многом благодаря поддержке Москвы, выражавшей при этом надежду на "конструктивное сотрудничество" в рамках СБ. В данном случае можно говорить не только о "неблагодарности" и "слишком короткой памяти" азербайджанской стороны. Косвенным образом это указывает и на несогласие Баку с внешней политикой РФ в целом, в том числе - и в рамках той же Минской группы.

В этой связи недавние высказывания американского экс-сопредседателя МГ ОБСЕ, бывшего посла США в Азербайджане Мэтью Брайзы о том, что в переговорах по Карабаху "есть огромный прогресс" и "стороны очень близки к прорыву" представляются необоснованными. Правда, Брайза оговорился, что для согласования остающихся спорными нескольких ключевых вопросов стороны должны принять "трудное и рискованное политическое решение", а это возможно только в том случае, если они "будут чувствовать политическую поддержку со стороны США и Франции". С учетом сказанного очевидно, что никаких "рискованных решений" ни армянская, ни азербайджанская сторона принимать не собираются, более того, миротворческий процесс войдет, в лучшем случае, в стадию очень глубокой "заморозки".

Очевидно, что на фоне процессов, происходящих на огромной территории от Северной Африки до Афганистана, основные внерегиональные игроки готовят Закавказье не к миру, а к вероятной войне, которая может разразиться по периметру государств Южного Кавказа. В этом случае сохранение перемирия в Карабахе также нельзя будет гарантировать, поскольку вполне могут возникнуть условия, когда великие державы попытаются достичь своих целей в том числе и с использованием военного потенциала сторон противостояния.

Ануш Левонян - политический комментатор (Ереван)

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.