Последние пару лет обстановка в Латвии ощутимо накаляется - до такой степени, что некоторые ее жители начали всерьез задумываться: а не станет ли территория республики в недалеком будущем ареной массовых вооруженных столкновений? С каждым месяцем количество "горючего материала" все увеличивается - так что весь вопрос заключается в том, найдется ли такой безумец или осознанный преступник, который поднесет к нему спичку?

Достаточно ли "спускных клапанов"?

Практика показывает, что любое, даже самое стабильное общество, в течение определенного промежутка времени можно "разогреть" до взрывоопасного состояния - постоянно нанося удары по самым уязвимым его точкам. Соответственно, в Латвии существует определенный потенциал, как для социального, так и для межэтнического конфликта. Тем более, что в республике имеются свои традиции ожесточенных столкновений. Достаточно вспомнить революцию 1905-го года, когда и Рига, и Даугавпилс превратились в сущий ад - кипели жаркие сражения уличных бунтовщиков с полицейскими, жандармами и солдатами. Если кого-то утешает отдаленность тех событий во времени, то можно вспомнить 13 января 2009 года - то, что произошло тогда, можно рассматривать как своеобразную "репетицию" к еще более массовым возмущениям. Тем более, что за прошедшие полтора с лишним года недовольство народа властью только усилилось. Достанет ли у политиков и общественных деятелей ума не допустить дело до взрыва?

Наиболее часто политологи заговорили о возможном конфликте, когда Латвия подверглась первому удару кризиса три года назад. Именно события 13 января 2009 года, когда в Старой Риге произошли массовые беспорядки, подавлять которые пришлось с помощью слезоточивого газа, дубинок и резиновых пуль, привели к обострению подобных настроений. Полиция задержала тогда около 137 участников беспорядков, в большинстве своем ранее не попадавших в поле зрения правоохранительных органов и не принадлежавших к каким-либо радикальным организациям. Суд над некоторыми из них продолжается и сейчас.

В том, что в республике так до сих пор и не случилось новых уличных бунтов на социальной почве, "виноваты" два фактора. Об одном из этих факторов в разговоре с ИА REGNUM упомянул известный латвийский политический деятель Владимир Линдерман: "Главная причина тут - массовая трудовая эмиграция из республики, при которой уезжают молодые и самые активные. Я уверен, что если бы у тех же французов или греков была какая-нибудь "другая Франция" или "другая Греция", куда можно было бы переехать и получать за свой труд в несколько раз больше, то вряд ли бы они выходили на улицы в многомиллионных акциях протеста. Поэтому, массовый исход населения из Латвии не особенно тревожит власть имущих. Я давно заметил, что они показывают по данному поводу лишь деланное беспокойство - без трагической горечи. Власть понимает, что если бы эти люди остались здесь, то ей, власти, пришли бы кранты. К тому же, те же бунтари 13 января позже убедились, что общество и СМИ не готовы их защищать, отстаивать их правоту, а вот власть грозила им серьезными репрессиями. Разбил стекло камнем и вполне можешь загреметь на несколько лет в тюрьму... В силу всего этого комплекса причин народ у нас и не бунтует..."

Второй причиной отсутствия массовых уличных бунтов является тот факт, что в течение прошедших трех лет народ Латвии имел возможность "спустить пар" в процессе постоянных выборов. Походы к избирательным урнам успокаивающе подействовали на многих потенциальных смутьянов. В июне 2009 года прошли муниципальные выборы, в октябре 2010-го - парламентские, в сентябре 2011-го - внеочередные парламентские. В особенности последние сыграли роль своеобразной "подушки безопасности" - о чем пишет латвийский политолог Кристианс Розенвалдс: "Латвийцы свое недовольство властью и ситуацией в стране могли выразить на недавнем референдуме по роспуску сейма. Да, я считаю, что этот референдум стал своеобразным способом выпускания пара. Об этом свидетельствует и чрезвычайно высокая явка, хотя люди прекрасно знали, что кворума на этом референдуме нет и результат уже предрешен. Теперь люди выпустили пар и надеются на улучшение ситуации после внеочередных выборов. Таким образом, социальная напряженность была погашена".

Впрочем, "спускных клапанов" в любом случае может оказаться недостаточно - о чем свидетельствуют высказывания официальных лиц. Так, начальник Государственной полиции Инт Кюзис, комментируя летние уличные бунты в Лондоне, заявил, что в лондонских погромах на начальном этапе полиции нужно было активнее применять силу, так как "в основе действий этих людей лежали не благие цели". И. Кюзис также вспомнил, что после рижских беспорядков января 2009-го "латвийская полиция получила очень хорошие отзывы от иностранных коллег за быстрое и эффективное устранение беспорядков" - тогда все закончилось за два часа. Сила была применена в нужное время и с нужной интенсивностью, резюмировал главный полицейский страны, напомнив заодно, что государство и сейчас готово применить ее в любой момент.

И действительно, у латвийской полиции существуют богатые традиции в этом плане. Достаточно вспомнить 3 марта 1998 года, когда полицейские при помощи резиновых дубинок разогнали стихийную демонстрацию пенсионеров (преимущественно русскоязычных) в Риге, выступивших с протестом против своего нищенского существования.

В свою очередь, социоантрополог (ныне министр образования) Роберт Килис, комментируя британские события, высказал мнение, что массовые беспорядки в городах становятся уже регулярным и предсказуемым мировым явлением: "В Латвии тоже нужно смотреть на показатели социально-экономической неудовлетворенности и предотвращать возможность чего-то подобного. На месте правительства я бы создал специальную группу с заданием выяснить, что следует делать в такой ситуации и какие вещи могут Латвию довести до нее. Рабочей группе следует выяснить, какие превентивные меры нужно принять".

В целом, эксперты сходятся: сомнительно, что в ближайшее годы в Латвии удастся устранить социальную базу возможных уличных бунтов - массовую бедность, отсутствие внятных перспектив для значительной части населения - и восстановить социальные льготы на прежнем уровне. Наоборот, власть периодически вбрасывает в общество сведения о все новых и новых инициативах - насчет дальнейшего подъема пенсионного возраста, урезания самих пенсий, окончательной отмены социальных выплат и т.д. Разумеется, государство, увязшее в огромных внешних долгах, находящееся во власти директив ЕС, требующих проводить "экономную внутреннюю политику", и не способно поступать иначе. Но при такой политике единственное, что способно оградить страну от массовых уличных бунтов - лишь пресловутые полицейские дубинки.

Рост межэтнического напряжения

Впрочем, сейчас куда большую актуальность приобретает другая причина для возможного конфликта - межэтническая. Она усиливается по мере приближения назначенного на 18 февраля референдума по вопросу признания русского языка вторым государственным - и вряд ли "рассосется" после того, как он пройдет, вне зависимости от его результата.

В частности, общественный деятель радикально-националистического толка Янис Силс (являющийся одновременно членом гражданского ополчения "Земессардзе" с правом ношения оружия) на своей персональной интернет-странице пугает этническими столкновениями и призывает латышей готовиться к самообороне. Силс пишет, что в Латвии наряду с хозяйственными проблемами обострились и межнациональные отношения. Причина - поведение "пятой колонны". Гремучая смесь экономических и межэтнических проблем уже становится "взрывоопасной" - "и критическая температура приближается". Силс призывает латышей срочно задуматься о своей безопасности, особенно тех, кто "живет в русских районах". Радикал утверждает, что он уже каждый день чувствует рост агрессивности со стороны русскоязычных. Далее, он называет причины усиления "агрессии" со стороны латвийских русских. Во-первых, это, по его мнению, обида за то, что политическое объединение "Центр Согласия", являющееся большей частью русскоязычным, не попало в правительство. Во-вторых - ожидаемый провал референдума за второй госязык. В-третьих - уверенность в том, что мирными, законодательными методами, путем компромисса ничего добиться нельзя. Радикализация русских, как считает Силс, усилится и в свете президентских выборов в России, и в связи с приближающимся 16 марта, традиционно являющимся датой шествий ветеранов "Ваффен СС" в Риге. Кульминацией же "агрессии русских" станет, по версии Силса, празднование 9 Мая.

Янис Силс приводит и возможный сценарий "русского бунта". Как он считает, после празднования 9 Мая у памятника Освободителям возбужденные "18-40-летние представители бородатого рода" могут решить прогуляться по Старой Риге, чтобы показать, кто здесь хозяин - что и послужит причиной столкновений. "К сожалению, полицейских, которые готовы к таким ситуациям, совсем немного" - констатирует публицист и призывает латышей, не надеясь на полицию, готовиться к самообороне.

"Что я могу посоветовать? В зависимости от статуса и возможности каждого решения могут быть различные: а) установить контакт с Tēvijas sargi (латышской школой силовых единоборств); б) начать тренировки по рукопашному бою; в) приобрести оружие; г) вступить в "Земессардзе"; д) вместе с друзьями создать группы взаимопомощи и самообороны".

По мнению Силса, лучше всего объединить все предложенные варианты - то есть, одновременно овладеть приемами ближнего боя, вооружиться и создать группу самообороны. При этом, взрывоопасную ситуацию в стране якобы изменить уже невозможно. Посему латышам остается лишь готовиться к будущим столкновениям. Примечательно, что свою статью Силс назвал "Para Bellum", напомнив, что это слово из известного латинского изречения: "Si vis pacem, para bellum" - "Если хочешь мира, готовься к войне".

Наглядным показателем роста межнациональной ненависти является и интернет, где люди могут самовыражаться на условиях относительной анонимности. Комментарии под онлайн-версиями статей местных СМИ исполнены ненависти - что на латышском, что на русском языке. На днях один из лидеров организации "Родной язык", проводящей кампанию за признание русского вторым государственным, Владимир Линдерман обратился в правоохранительные органы с призывом найти авторов анонимных комментариев, угрожающих ему убийством. Повод для такого обращения действительно существует - в последнее время в интернете появилось множество комментариев на латышском языке, содержащих угрозы, или призывы к убийству Линдермана. Вот типичные примеры подобных комментариев:

"Ja kāds šo mūdži nošautu, tas nebūtu sodāms, bet gan Dievam tīkams darbs" ("Если эту нечисть кто-то застрелит, это будет не наказуемым, а богоугодным делом").

"Ja vien man atļautu viņu likvidēt, es to izdarītu ar prieku" ("Если бы мне позволили его ликвидировать, я бы сделал это с радостью").

"Viņš varētu būt man simpātisks, bet tikai būdams nogalināts vai miris" ("Он мог бы быть мне симпатичен, но только будучи убитым или мертвым").

"Priekš kam valstī ir drošības dienesti? Nevar tādu Lindermanu nolikt pie vietas - zem vilciena vai tml.?" ("Для чего в государстве службы безопасности? Нельзя этого Линдермана поставить на место - под поезд и т.п.?").

"Lieku 10 Ls, ka līdz Jāņiem šitas te purns nenodzīvos" ("Ставлю 10 латов, что до Янова дня эта морда не доживет").

"Brīnos, ka šis vēl nav nošauts" ("Удивляюсь, что этот еще не застрелен").

Как заявил сам Владимир Линдерман ИА REGNUM, он уже давно относится к вопросу жизни и смерти "с философской простотой: двум смертям не бывать, а одной не миновать". Кроме того, по мнению Линдермана, "90 процентов размахивающих кулаками в интернете обычно являются трусами, боящимися вечером выйти на улицу".

Тем не менее, по мнению лидера "Родного языка", немалый повод для тревоги остается: "В этом "инкубаторе" могут родиться и "цыплята" вроде Брейвика. И не обязательно на Линдермана может быть направлено их оружие: мы помним норвежскую трагедию. У этих людей та же идеология, что и у норвежского убийцы, - радикальный национализм. Эта идеология утверждает, что за каждым народом якобы закреплен конкретный кусок земной территории, а все остальные, здесь живущие, - опасные и вредные чужаки. И если чужаки что-то начинают "вякать" о своих правах, их можно и убить. Ведь это будет "богоугодным делом", как пишет анонимный комментатор".

Сумеют ли общины договориться?

С аналогичной просьбой в органы правопорядка обратился и глава отдела контроля Центра Государственного языка Антон Курситис - по его словам, в связи с тем, что в декабре прошлого года в его адрес тоже посыпались угрозы. Данные угрозы появились после того, как за нарушение закона о государственном языке была оштрафована общественная организация в Резекне, проведшая рождественское мероприятие в центре города на русском языке. Как заявил сам Курситис в интервью изданию Latvijas Avīze, этот штраф был абсолютно обоснован: "Не только Дед Мороз, но и мэр Резекне там выступал и говорил только на русском языке. Так как это не закрытое мероприятие, а публичное, организаторы обязаны были обеспечить перевод. Ну как же чувствовали себя латышские дети, которых привели на это мероприятие, а они ничего не поняли? К сожалению, в русских СМИ это было повернуто так, что злые языковые контроллеры оштрафовали Деда Мороза. После этой публикации в интернете в комментариях появились угрозы похитить мою дочь. Мы уже обращались и в Государственную полицию, и Полицию безопасности, но я не знаю, продвинулось ли что-то в этом деле за месяц".

Курситис добавил, что со словесными угрозами в свой адрес работники языковой инспекции сталкиваются регулярно - причем, в последнее время еще чаще. Однако, по его словам, обычно полицию об этом не информируют, поскольку доказать происшедшее практически невозможно. Свою точку зрения по данной проблеме для ИА REGNUM озвучил известный психолог, сопредседатель Латвийского комитета по борьбе с тоталитарными сектами Виктор Елкин: "Моя жена, воспитатель детского сада, каждый вечер рассказывает о депрессивных настроениях в их коллективе. Причиной этим настроениям стала возобновившаяся после сбора подписей за русский язык активность ведомства Курситиса. Одной из новых целей "языковых инквизиторов" стали воспитатели и работники детских садиков. По непроверенной информации, полученной от самих работников, у некоторых инспекторов даже хватает наглости открыто спрашивать у руководства, кто из коллектива принимал участие в сборе подписей за русский язык. Что ж, готов в это поверить. Истинная цель возобновившихся "карательных экспедиций" у меня никогда не вызывала сомнений.

Курситис и ему подобные регулярно портят жизнь простым людям и, соответственно, их детям. Только, в отличие от придурков, пишущих в интернете угрозы, и вылезающих из виртуала не дальше ближайшего магазина, делают они это вполне реально. И ведь прекрасно понимают, что в работе педагога русского садика, если, конечно, власть уже не задумала перевести все детсады на латышский, высшая категория языка просто не нужна. Требования же закона писались специально для унижения русскоязычных работников и зачистки от них сферы дошкольного образования.

Уверен, что чаще всего реальной мотивацией для выбора работы "языковым инспектором" служит удовлетворение скрытого садистского желания и банальная компенсация собственной ничтожности. "Смотрите, какой я значимый, передо мной эти людишки сбились в кучу и со страхом ждут моего вердикта. А я сейчас буду вершить их судьбу...". Не буду скрывать: от осознания этого у меня не раз возникало желание встретить этого инспектора на пороге детсада и, как шкодливого кота, за шкирку выкинуть за пределы территории, где работает моя жена и учится моя дочь. Для навостривших ушки любителей писать жалобы "о призывах к насилию" подчеркиваю: пока это только желание. Как бы лично я не относился к "языковым садистам", я никогда не пожелаю зла их детям. И слава Богу, что с ребенком Антона Курситиса не случилось никакой беды! Я искренне хочу, чтобы полиция поймала и наказала человека, угрожавшего похитить его дочь. Но если Курситис действительно испытывает страх за ребенка, а не запустил эту информацию, чтобы перед референдумом показать соотечественникам, "какие русские мерзавцы", то, значит, судьба дала ему шанс остановиться и задуматься. Сейчас, возможно - впервые в жизни, он может понять и прочувствовать, что испытывают другие люди от его деятельности..."

То, что в латвийском обществе накопилось достаточно "горючего материала" для конфликта в разговоре с ИА REGNUM подтвердила и известный латвийский политик Инара Островска: "Самое опасное, что только может быть - это столкновение больших масс людей на национальной или религиозной почве. И нам это, безусловно, грозит. Тем более, что подобные вещи наблюдаются не только у нас - сейчас во многих странах мира обострилась национальная, либо религиозная рознь. Это глобальная тенденция. Еще хорошо, что жители Латвии являются достаточно сдержанными людьми по своему менталитету. Если бы такие страсти, как у нас сейчас, разгорелись в какой-нибудь южной стране - конфликт там был бы обеспечен. Вообще, не дай Бог, конечно... Сейчас обитателям Латвии явно не хватает диалога. А отсутствие общения рождает недопонимание, стремление к демонизации оппонента. К тому же, самым негативным образом сказывается факт кризиса в нашем обществе традиционных христианских ценностей. Нам нужно отказаться от той гордыни, с которой обе стороны взирают друг на друга, научится уважать друг друга независимо от национальности. И только тогда опасность гражданской войны отступит..."