Действующий председатель ОБСЕ - Ирландия - предлагает использовать "североирландскую модель" при разрешении замороженных конфликтов. Уже второй раз в течение этого года с таким заявлением выступил глава МИД Ирландии Имон Гилмор, причем сделал это на днях в США - стране-сопредседателе Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта. Выступая в Хельсинкской комиссии Конгресса США, он, в частности, сказал, что идеи компромиссов и взаимных уступок позволили властям найти решение наболевших проблем в Северной Ирландии. "Я надеюсь, что этот опыт можно будет применить и на пространстве ОБСЕ, где еще сохраняются замороженные конфликты", - отметил дипломат. По его словам, данную модель можно бы испробовать и в Нагорном Карабахе. Гилмор добавил также, что 27 апреля в Дублине состоится специальная конференция по распространению северо-ирландского опыта.

Северо-ирландский опыт разрешения конфликта считается одним из удачных в мире - благодаря достигнутому соглашению, имеющий 77-летнюю историю конфликт сегодня считается разрешенным: уже много лет в Северной Ирландии не стреляют, и из года в год там постепенно налаживается совместное проживание протестантов и католиков. Однако насколько применим этот опыт к карабахскому конфликту? Глава МИД Ирландии Имон Гилмор часто отмечает, что долгосрочное урегулирование конфликта в Северной Ирландии стало возможным, благодаря вовлечению правительств и их совместным усилиям по разрешению конфликта.

Напомним, что северо-ирландский конфликт зародился в 1921 году, после провозглашения независимости Ирландии, а прийти к его урегулированию удалось лишь в 1998 году - благодаря Белфастскому соглашению. Отметим причем, что в разработке соглашения приняли участие представители как Великобритании и Ирландии, так и Северной Ирландии. Соглашение вступило в силу в декабре 1999 года - только после того, как сами жители Северной Ирландии на референдуме дали этому документу "добро".

Сегодня та или иная конфликтующая сторона в Карабахе ссылается на произвольный опыт или модель урегулирования, в которой окончательный результат является "нужным" именно ей. Однако лишь при поверхностном взгляде на конфликты можно подобным образом ссылаться на тот или иной опыт, и уж если проводить какие-либо параллели с карабахским конфликтом, то стоит их делать по всем направлениям, а не только по "выгодным".

Между тем, в случае даже северо-ирландского опыта, действительно есть много поучительного. И это не только разработка соглашения со стороны Великобритании, Ирландии и самого "виновника" - Ольстера. Это еще и проведение референдума в Ирландской Республике в 1998 году о внесении поправок в Конституцию Республики Ирландия относительно территориальных претензий на Северную Ирландию; это место подписания Большого соглашения - не Лондон, Дублин или какой-либо нейтральный европейский город, а именно Белфаст. Еще одно из неоспоримых достижений северо-ирландской модели - решительная готовность урегулировать конфликт исключительно мирным способом. И главное: как Лондон, так и Дублин выразили готовность принять любое решение, к которому придут в самой Северной Ирландии - а там было проведено два референдума: в 1973 году об отделении от Великобритании (большинство проголосовавших высказались против отделения) и в 1998 году об одобрении текста Большого Белфастского соглашения...

Говорят, "все мирные страны похожи друг на друга, но каждая конфликтующая несчастлива по-своему". Это действительно так, и в этом смысле вообще очень сложно говорить о применении той или иной модели урегулирования для того или иного конфликтного региона.

В разные годы для Карабаха предлагались разные модели - аландская, кипрская, теперь уже и северо-ирландская. Однако говорить о модели разрешения конфликта - даже самой успешной - очень сложно, потому что история показывает: модели "работают" только при правильной проекции. И сколько бы политики сегодня ни говорили о якобы состоявшемся мирном урегулировании северо-ирландской проблемы, как бы ни приводили ее другим конфликтующим странам в качестве примера успешного разрешения, в самой Северной Ирландии трудно не заметить, что конфликт здесь еще достаточно актуален. Белфаст и его пригороды разделены на разные цвета: если преобладают сине-красные оттенки, то значит - это часть города, где в основном проживают протестанты, если зеленые цвета - то это территория католиков. И до сих пор в Ольстере можно встретить такое: если молодые люди вечером знакомятся в пабе и понимают, что нравятся друг другу, но вдруг узнают, что принадлежат к разным общинам, то, скорее всего, на том и прекращают знакомство. И сколько бы политики не говорили о терпимости и толерантности, в самих гражданах недоверие, настороженность, неприятие и сомнения еще очень живы. Правда, уменьшились масштабы насилия, но не сам конфликт, и ситуация пока еще характеризуется разногласиями и отчужденностью. Однако там есть главное - конфликт вокруг равных прав и конституционных ожиданий сторон переместился с улицы в зал прений, а там его можно будет разрешить уже мирными способами...

Конечно, проводить параллели с карабахским конфликтом в данном случае немного сложно и по ряду характерных причин - начиная с того, что в Северной Ирландии конфликт начался между двумя общинами - протестантами и католиками, а в Карабахе конфликта внутри самого Карабаха не было - было недовольство политикой Азербайджана по отношению к автономной области, но не было межобщинной вражды как таковой. Далее - в отличие от карабахского региона, Северная Ирландия - точка в развитой Европе, где есть работающая демократия и вроде бы уровень гражданского сознания людей вырос настолько, что и речи быть не могло о насилии и вооруженной борьбе, но... Северная Ирландия наглядно опровергает утверждение, что конфликты происходят только в слаборазвитых странах, где племенная лояльность важнее гражданства. Нет, там до сих пор жители выбирают один из двух паспортов - британский или ирландский. До сих пор исключают смешанные браки. До сих пор считают, что над их религиозной или национальной идентичностью висит демографическая угроза... И, несмотря на то, что конфликт разрешен на бумаге, он продолжает в "потухшем виде" жить в Северной Ирландии, потому что главное все-таки не достижение соглашения в виде документа, важнее - установление доверия внутри враждующих обществ, это диалог друг с другом и искоренение образа врага из взаимной пропаганды, это решительная настроенность на мир и на уступки.

Действительно, не бывает готовых схем и моделей для разрешений конфликтов, не бывает "навязанного" мира, а все испробованные европейские методы и опыт, конечно, ценны - но это всего лишь примеры... А к каждому конфликту нужен свой особый подход, свои тонкости и своя методика - потому что без учета исторических, демографических, национальных, религиозных, социальных, этнических особенностей и реалий окончательное разрешение конфликта, которое должно происходить в головах и сердцах простых людей, все-таки невозможно. И этому наглядный пример - Северная Ирландия сегодня...

Карин Степанян - аналитик (Ереван)