Аспирант САФУ разработал арктическую модель роторного шнекохода (Архангельск)

Архангельск, 10 февраля 2012, 15:17 — REGNUM  Молодой ученый Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова Ярослав Мазур разработал арктическую модель роторного шнекохода. Он работает ассистеном кафедры безопасности технологических процессов и производств (БТПиП) лесотехнического института.

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе САФУ, в 2008 году, будучи студентом, Ярослав с отцом увидел в Интернете небольшой видеосюжет о русском бездорожье и как возможно его преодолеть с помощью роторно-винтового вездехода. Именно тогда и зародилась идея нынешнего проекта и будущей кандидатской диссертации, о которой Ярослав тогда еще не предполагал. Основная идея проекта - создание автономного транспортного средства для использования в районах Арктики и Крайнего Севера.

Идея использования роторно-винтового движителя (РВД) для передвижения по земле и воде впервые была предложена в 1804 году Дж. Стивенсом. Пароход на роторно-винтовом движителе был испытан на Северной реке в Нью-Йорке. Позднее, в 1900 году, русскому изобретателю Ф. Дергинту был выдан патент на сани, приводимые в движение с помощью двух шнековых движителей.

В 1929 году впервые был задокументирован на кинопленку трактор "Fordson". В 60-е годы советские конструкторы из Горьковского политехнического института и завода им. Лихачева (главный конструктор Грачев В. А) разработали действующие серийные образцы, которые использовались, в том числе, в поисково-спасательном отряде "Синяя птица" на космодроме Байконур. Однако с 80-х годов в нашей стране этой темой никто не занимался.

Ярослав Мазур под руководством заведующего кафедрой (БТПиП) Евгения Царева начал разработку проекта по созданию универсального транспортного средства (ТС), которое сможет передвигаться и по глубокому снегу, и по льду, и по болотистым грунтам с низкой несущей способностью. Кроме того, это транспортное средство может использоваться как для доставки грузов и людей в труднодоступные районы по бездорожью, так и являться базовой машиной для установки на него рабочего оборудования, к примеру, такого как ледорезная установка. Задачи и цели проекта были поддержаны не только в институте, региональном МЧС, но и в министерстве транспорта и связи администрации Архангельской области. Последним - в ходе регионального конкурса бизнес-проектов, который Ярослав Мазур успешно выиграл и получил финансовую поддержку на реализацию своего проекта по созданию ледорезной установки и роторно-винтового движителя, а проще говоря, вездехода или шнекохода.

По словам молодого ученого, преимущества шнекохода заключаются в большом запасе проходимости в самых суровых условиях, а также возможность движения по воде без использования дополнительного оборудования. Шнекоход также обеспечивает частичную или полную (в зависимости от конструкции ТС) плавучесть, т. к. внутри роторов находится воздух или пенопласт. В этом заключается уникальность данного средства передвижения в условиях Арктики и Крайнего Севера.

Осенью 2011 года в Архангельске на базе САФУ прошел II Международный Арктический форум, который доказал необходимость освоения северных континентальных территорий России, и транспортные средства, разработанные на базе шнекового движителя, способны занять свою нишу при выполнении спасательных операций, доставке людей и грузов в труднодоступные места с необходимой автономностью.

В течение ближайшего года планируется окончательная постройка первого опытного образца шнекохода с оборудованием его спутниковой навигационной системой ГЛОНАСС, дальнейшее его испытание и усовершенствование будет проводиться на базе САФУ с привлечением конструкторов и специалистов Нижегородского государственного технического университета.

Кроме того, среди разработок Ярослава Мазура есть и ледорезные установки различного типа. В апреле 2011 года на реке Северная Двина они прошли испытания и показали ожидаемый результат. "Применение таких установок на самоходных машинах высокой проходимости позволит уменьшить или полностью исключить вредное воздействие взрывных работ на экологию региона, а также сократить финансовые затраты на проведение противопаводковых мероприятий, при этом обеспечивая безопасность людей", - считает аспирант.

Помимо научных разработок мы поговорили с Ярославом и о том, как он пришел в науку и почему так мало выпускников решается продолжить свое образование в аспирантуре. По мнению собеседника, здесь главным фактором выступает материальный. "Молодые парни, да и девушки, хотят самостоятельно входить во взрослую жизнь, а для этого надо иметь хорошую зарплату, - говорит Ярослав. - Пока же стипендия аспиранта не так высока. Собственное желание заниматься научными разработками у человека тоже должно быть". Руководство института в лице директора Евгения Григорьевича Царева и заведующего кафедрой транспортных машин Дмитрия Мясищева сумели разглядеть в аспиранте ростки научной деятельности, тягу к познанию нового.

Сейчас Ярослав пишет кандидатскую диссертацию на тему "Оценка различных видов ходовой части наземных транспортных средств для применения в ледорезных установках, а также на транспортных машинах, используемых в условиях Арктики и Крайнего Севера". Выполнено уже около 20-25%. Но, как отметил аспирант, основная часть работы - расчеты, эксперименты и т. д. - еще впереди. Защита диссертации состоится летом 2013 года, поэтому время для плодотворной работы есть. Пожелаем успехов и удачи Ярославу и в этом проекте, и в дальнейшей его научно-практической деятельности.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.05.17
Казённый человек России
NB!
23.05.17
ЕС грозит наплыв 6,6 млн беженцев
NB!
23.05.17
«Нефть: импульс угасает»
NB!
23.05.17
«Рубль теряет поддержку»
NB!
23.05.17
Россия заканчивает подготовку к революции в ядерной медицине
NB!
23.05.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 23 мая
NB!
23.05.17
Гигантская оружейная сделка США и Саудовской Аравии: шоу, зрители, жертвы
NB!
23.05.17
Сумерки национальных элит США: новый Рим накануне эпохи упадка
NB!
23.05.17
Трамп толкает Иран в объятия Израиля
NB!
23.05.17
Вооруженные силы Баку дрейфуют к неуправляемости?
NB!
23.05.17
Почему казахстанские ископаемые действительно полезные
NB!
23.05.17
Либерализм как путь к гибели. Почему так случилось?
NB!
23.05.17
«Свадебный президент»: в Приднестровье удивлены блокадному заявлению Додона
NB!
23.05.17
Суицидальная игра «Синий кит» появилась в Польше
NB!
23.05.17
«Пророссийский» президент Молдавии Додон поддержал блокаду Приднестровья
NB!
23.05.17
Названы условия обновления инфраструктуры Украины: «Когда рак свистнет»
NB!
23.05.17
Вечный Си: в Китае готовятся к очередному витку борьбы за власть
NB!
22.05.17
«Венесуэльская оппозиция – толпа без идей и планов, вдохновляемая США»
NB!
22.05.17
Мэрия Мадрида переименует улицу Павших воинов Голубой дивизии
NB!
22.05.17
Из Крыма — вино, из погоста — зона отдыха: Башкирия за неделю
NB!
22.05.17
Проверка Минфина РФ в Удмуртии: ряд эпизодов рассмотрят в Генпрокуратуре
NB!
22.05.17
Росстат: Реальные доходы граждан России продолжают падать