"Санкции Евросоюза были введены не просто так, а в связи с деятельностью лиц, причастных к политическим репрессиям", - заявил 8 февраля корреспонденту ИА REGNUM белорусский оппозиционер, пресс-секретарь кандидата в президенты Андрея Санникова (кампания 2010 года), координатор гражданской кампании "Европейская Беларусь" Александр Отрощенков, комментируя проблематику дискуссии о пересмотре подходов к применению санкций ЕС в отношении официального Минска.

Напомним, в среде белорусской оппозиции нет единого мнения по поводу эффективности санкций ЕС. К настоящему времени в среде белорусской оппозиции определились две явные позиции: сторонники усиления санкций и сторонники политики "втягивания" Белоруссии в процессы демократизации через развитие контактов с ЕС.

По мнению Отрощенкова, изначально визовые санкции ЕС, запрещавшие представителям официального Минска посещать территорию стран Евросоюза, были достаточно мягкими, являлись символическим выражением осуждения политических репрессий в Белоруссии. "Ни официальный Минск, ни представлявшие его интересы лица не сделали ничего такого, что позволяло бы Евросоюзу снять визовые ограничения на въезд этих лиц, - сказал Отрощенков. - Белорусские власти прекрасно знают, что надо делать в данной ситуации для того, чтобы избавиться от визовых ограничений".

По мнению Отрощенкова, требования Евросоюзом предъявлены вполне конкретные и справедливые, "официальному Минску следует их выполнить, а не кулуарно действовать через определенных лиц". Белорусский оппозиционер считает, что в списке "невъездных" в ЕС нет тех, кто туда включен необоснованно.

"Критерии внесения в список "невъездных" в ЕС - вопрос методологический, - отметил Отрощенков. - Нет в этом списке людей, включенных в него несправедливо. В список внесены те, кто нарушал права белорусов, кто осуществлял антиконституционные действия".

Отрощенков считает, что сторонники уточнения критериев применения санкций в отношении официального Минска имеют резон. "Да, санкции - не идеальны. Можно уточнять критерии их применения, вводить новые санкции", - заявил он. При этом он подчеркнул: "Если действующие санкции неэффективны - это не значит, что их надо отменять".

Комментируя возникшую в начале февраля полемику между представителями белорусской оппозиции по вопросу применения санкций ЕС, Отрощенков отметил: "Нервозность в теме применения санкций возникла из-за письма о пересмотре подходов к применению санкций, которое было написано и разослано втайне от тех, кто должен был влиять на этот процесс". По словам Отрощенкова, предложение руководителя брюссельского "Офиса за демократическую Беларусь" Ольгой Стужинской исключить из списка "невъездных" в ЕС олигарха Владимира Пефтиева, равно как и ректоров вузов, ответственных за политически мотивированные отчисления студентов, возмутительно.

"Личность Пефтиева вполне справедливо внесена в список "невъездных". И то, что официальный Минск на это реагирует нервозно, показывает, что санкции работают. Пусть механизм применения санкций и не совершенен, но они работают", - подчеркнул Отрощенков. По его мнению, вопрос проработки критериев включения представителей официального Минска в список "невъездных" в ЕС действительно важен, но это никоим образом не ставит под сомнение справедливость применения визовых санкций Евросоюза в отношении Пефтиева и ректоров государственных вузов.

"Пефтиев - самая "громкая" фигура данного списка. Ректоры государственных вузов тоже должны остаться в списке "невъездных" - буквально на днях из минского лингвистического университета отчислили пять студентов, членов нашей кампании, по политическим мотивам", - заявил координатор гражданской кампании "Европейская Беларусь".

"Основная цель инициаторов пересмотра списка "невъездных" в ЕС - вывести из этого списка Пефтиева. И нервозность властей Белоруссии доказывает, что применение санкций ЕС эффективно", - подчеркнул Отрощенков.

На вопрос о том, кто изначально составлял список "невъездных" в ЕС представителей официального Минска, Отрощенков затруднился ответить. "Я не участвовал в составлении этого списка", - сказал он.

"В вопросе применения санкций, как и в любом решении, сложно достичь идеала. Например, в списке "невъездных" в ЕС нет моего следователя Шпакова, который подталкивал меня к противоправным деяниям. Но это не означает, что санкции ЕС неэффективны", - сказал в заключение Отрощенков, освободившийся 14 сентября 2011 года из мест лишения свободы.

Как сообщало ИА REGNUM, в январе 2012 года возглавляемый Ольгой Стужинской "Офис за демократическую Беларусь" (Брюссель) предложил уточнить критерии применения визовых санкций ЕС в отношении представителей официального Минска. Офис высказал мнение о целесообразности пересмотреть список "невъездных", предложил на рассмотрение три категории, включающие ректоров белорусских вузов, обвиняемых в политически мотивированных исключениях студентов из учебных заведений, а также белорусского предпринимателя Владимира Пефтиева, которого противники Александра Лукашенко называют "оружейным бароном", приближенным к Администрации президента Белоруссии.

Ранее, 23 января Совет министров иностранных дел Евросоюза по итогам заседания в Брюсселе решил расширить санкции в отношении физических и юридических лиц, представляющих официальный Минск. По неофициальной информации, обновленный список "невъездных" в ЕС представителей официального Минска может составить около 350 фамилий.

Также напомним, после подавления акций протеста противников дальнейшего нахождения на посту президента Александра Лукашенко 19 декабря 2010 года в Минске США и Евросоюз возобновили политические санкции в отношении официального Минска. Впоследствии ЕС расширил политические санкции в отношении официального Минска и довёл список невъездных в ЕС до 210 персон, а также ввёл экономические санкции в отношении белорусских госпредприятий. В марте к санкциям ЕС в отношении официального Минска присоединились страны-партнёры Евросоюза. Среди осуждённых по "делу 19 декабря" значился Александр Отрощенков, приговоренный в марте к 2011 года к 4 годам лишения свободы в колонии усиленного режима. Отрощенков был признан Евросоюзом одним из политзаключенных, белорусская оппозиция, ЕС и США требовали его освобождения. В сентябре 2011 года Отрощенков вышел на свободу.