Вопрос об эффективности санкций Евросоюза, применяемых к представителям официального Минска, с начала февраля обрёл особую остроту: в независимой прессе проходит баталия сторонников ужесточения санкций со сторонниками их упорядочения. Особенность ситуации заключается в том, что с обеих сторон выступают организации, ранее не замеченные в симпатиях к Александру Лукашенко. Ни официальный Брюссель, ни Минск не проявляют своего явного участия в конфликте.

В январе 2012 года возглавляемый Ольгой Стужинской "Офис за демократическую Беларусь" (Брюссель) предложил уточнить критерии применения визовых санкций в отношении представителей официального Минска. Офис высказал мнение о целесообразности пересмотреть список "невъездных", и предложил на рассмотрение три категории, включающие ректоров белорусских вузов, обвиняемых в политически мотивированных исключениях студентов из учебных заведений, а также белорусского предпринимателя Владимира Пефтиева, которого противники Александра Лукашенко называют "оружейным бароном", приближенным к Администрации президента Белоруссии.

Часть белорусских оппозиционеров, настаивающих на ужесточении санкций в отношении официального Минска, высказалась при содействии электронного издания "Хартия`97". По мнению белорусского оппозиционера Николая Халезина, "идеологами" инициативы, озвученной Стужинской, являются эксперты, объединенные вокруг Белорусского института стратегических исследований (BISS, Литва). На следующий день, 7 февраля "идеологи" весьма сдержанно прокомментировали сделанные против них выпады на страницах издания, отметив, что обсуждение инициативы было, но из этого факта радикалами сделаны неадекватные выводы.

Вечером 7 февраля "Хартия`97" переопубликовала заметку Алексея (Алеся) Михалевича - экс-кандидата в президенты Белоруссии (2010 года), получившего политическое убежище в Чехии. Михалевич, сославшись на слух, поведал: "Владимир Пефтиев предложил миллион долларов тому, кто добьётся исключения его фамилии из черного списка Евросоюза". Политэмигрант заявил о том, что в истории освоения "пефтиевского миллиона" отмечены Стужинская, эксперты BISS, а также покровительствующая им американская организация ПАКТ.

В связи с вновь открывшимися обстоятельствами, принимающими характер заговора межконтинентального масштаба, корреспондент ИА REGNUM попросил Ольгу Стужинскую прокомментировать ситуацию.

ИА REGNUM: Соответствует ли действительности информация о том, что вы входите в группу "идеологов" озвученной Вами инициативы, собранных вокруг BISS?

Белорусский институт стратегических исследований и "Офис за демократическую Беларусь" являются давними партнёрами, но абсолютно независимыми друг от друга структурами. В ходе обсуждения проблемы применения визовых санкций Евросоюзом как таковых, в партнерстве с другими экспертами нами было выработано несколько проектов открытого письма. В этом письме мы планировали отразить мнения "Офиса за демократическую Беларусь", экспертов BISS и других белорусских экспертов по проблеме применения санкций в отношении Белоруссии, негативных последствиях изоляции страны.

ИА REGNUM: В белорусской прессе 7 февраля было опубликовано именно то письмо?

В газете "Наша нива" был опубликован один из рабочих вариантов письма. Таких проектов документа было несколько. В отдельных изданиях, в частности, "Белорусским партизаном", был опубликован похожий документ с вставкой об МВД - совершенно непонятно, откуда появилось это "добавление".

Что касается идеи с пересмотром списка "невъездных", то подчеркиваю: в Брюсселе проводилась консультационная встреча с обсуждением проблематики критериев внесения в список представителей официального Минска, действительно причастных к политическим репрессиям. Речь шла о критериях внесения в список, при этом один из вопросов касался трех ранее упомянутых категорий.

ИА REGNUM: Что помешало выработке какого-либо официального письма по вопросу о пересмотре критериев?

Во-первых, процесс консультаций не был завершен. Господин Рымашевский (экс-кандидат в президенты Виталий Рымашевский - ИА REGNUM) поспешил сделать заявление, которое неверно интерпретировали в прессе, возник скандал. Наверное, не только журналисты стремились добыть что-то сенсационное, сдабривая свои материалы домыслами, но и сторонники изоляции Белоруссии воспользовались моментом, опустившись до откровенной клеветы.

Во-вторых, мы считали, что в процессе обсуждения поднятой нами проблематики следует учитывать мнение белорусов. Мы считали и считаем, что должны проводиться соцопросы, изучаться полученные данные - все должны участвовать в дискуссии по визовой проблематике, и не только визовой. Ведь эта проблема - проблема всего общества.

ИА REGNUM: Как появился пресловутый "список 25"?

На экспертных встречах обсуждались три категории лиц, в отношении которых могут быть применены санкции ЕС. Речь шла именно о критериях включения в список и категориях лиц, подлежащих возможному удалению из списка "невъездных". Пересмотр данного списка предлагалось осуществить наряду с его расширением. Снова обращаю внимание: о чем-либо более конкретном речь могла бы идти только после широких консультаций в обществе, будь на то решение стран ЕС.

ИА REGNUM: Оппозиционер Николай Халезин через издание "Хартия`97" утверждает, что "подписанты принялись бомбардировать сайты материалами". Если подписантов, как Вы говорите, не было, о чём идёт речь?

Никаких "подписантов" в природе не существует, если у Халезина есть подписанный документ - пусть он его опубликует (а не придумает). Ситуация выглядит совсем не так, как представляется Халезиным и изданием "Хартия`97". Ими тиражируется клевета, личные оскорбления.

Поднятая ими шумиха спровоцировала интерес к нам как участникам дискуссии. Я и коллеги, выступающие против политики изоляции страны, вынуждены отвечать на вопросы журналистов, давать разъяснения. Мы по-прежнему считаем, что санкции неэффективны. Даже освобождение Александра Козулина (экс-кандидата в президенты, 2006 г.) не может являться убедительным примером в том контексте, в котором мы обсуждаем проблемные вопросы. Связь между санкциями США и его освобождением остается под вопросом.

Мы исходим из фактов: после ввода Евросоюзом визовых санкций в Белоруссии ситуация в лучшую сторону не изменилась. Альтернативы на сегодня две: либо проводить политику изоляции, ужесточения и расширения санкций, блокады, либо переходить к стратегии "втягивания" Белоруссии в процессы позитивных трансформаций. История показывает: второй путь более конструктивен, позитивен.

ИА REGNUM: Вы добивались широкой общественной дискуссии по проблеме санкций - Вы добились своего?

С одной стороны, стоит радоваться обсуждению поднятой нами проблематики. Очевидно, что дискуссия в обществе назрела и надеюсь, что она будет расти. С другой стороны, огорчает повод дискуссии и та форма, в которой она протекает. Наверное, её и дискуссией назвать сложно, глядя на то, какими методами работают г-н Халезин и "Хартия`97" - это методы Александра Зимовского и "Белорусского телевидения".

ИА REGNUM: Озвученный политэмигрантом Михалевичем слух о "пефтиевском миллионе" - провокация?

Конечно. И очередная порция клеветы. Мне очень жаль, что Алесь, которого я давно знаю лично, опустился до уровня "Хартии`97", известной своими желтыми статейками и громкими заголовками, а также искаженными фактами. В правовом государстве этот ресурс давно бы уже отвечал в суде за содержание многих своих материалов.

ИА REGNUM: Может ли быть продолжена дискуссия по вопросу критериев применения санкций ЕС в условиях, когда публикуются сомнительные документы, ретранслируются слухи, озвучиваются личные оскорбления?

Я считаю, что Халезин должен публично извиниться перед моей организацией и передо мной лично за клевету и оскорбления. Михалевич поступил бы по-мужски, опровергнув то, что написал в опубликованном вчера материале. Наша организация рассматривает вопрос обращения в суд с целью оценки высказываний, наносящих моральный ущерб "Офису за демократическую Беларусь". Заслуживает внимания и то, сколько неадекватных комментариев по теме, прямых оскорблений сделали в мой адрес участвующие в полемике на различных форумах просто потому, что я женщина. Этот гендерный перекос является еще одним ярким свидетельством незрелости и дремучей патриархальности нашего общества, изменения в котором, я считаю, могут придти только через более тесные связи с европейскими демократическими сообществами.

Как сообщало ИА REGNUM, 23 января Совет министров иностранных дел Евросоюза по итогам заседания в Брюсселе решил расширить санкции в отношении физических и юридических лиц, представляющих официальный Минск. По неофициальной информации, обновленный список "невъездных" в ЕС представителей официального Минска может составить около 350 фамилий.

Напомним, после подавления акций протеста противников дальнейшего нахождения на посту президента Александра Лукашенко 19 декабря 2010 года в Минске США и Евросоюз возобновили политические санкции в отношении официального Минска. Впоследствии ЕС расширил политические санкции в отношении официального Минска и довёл список невъездных в ЕС до 210 персон, а также ввёл экономические санкции в отношении белорусских госпредприятий. В марте к санкциям ЕС в отношении официального Минска присоединились страны-партнёры Евросоюза.