В начале февраля в среде белорусской радикальной оппозиции разгорелся скандал вокруг инициативы пересмотра списка "невъездных" в Евросоюз белорусских чиновников. Возглавляемый Ольгой Стужинской "Офис за демократическую Беларусь" (Брюссель) предложил уточнить критерии применения визовых санкций в отношении представителей официального Минска. Офис высказал мнение о целесообразности сократить список "невъездных", исключить из него ректоров белорусских вузов, обвиняемых в политически мотивированных исключениях студентов из учебных заведений, а также белорусского предпринимателя Владимира Пефтиева, которого противники Александра Лукашенко называют "оружейным бароном", приближенным к Администрации президента Белоруссии.

По словам Стужинской, речь идёт не об отмене визовых санкций в отношении представителей официального Минска, но об уточнении критериев внесения в список "невъездных" с учётом ошибок, допущенных составителями списка (например, включение в список умершего человека), а также о целесообразности развития коммуникаций с белорусским гражданским обществом. В заочную полемику со Стужинской вступила часть белорусских оппозиционеров, настаивающих на ужесточении санкций в отношении официального Минска. По мнению белорусского оппозиционера Николая Халезина, Стужинская не представляет ничьих интересов, кроме собственных. В публикации 6 февраля Халезин заявил о том, что "идеологами" инициативы, озвученной Стужинской, являются эксперты, объединенные вокруг Белорусского института стратегических исследований (BISS, Литва).

О процессе обсуждения инициативы пересмотра критериев применения санкций в отношении представителей официального Минска корреспонденту ИА REGNUM рассказал академический директор BISS, доктор политических наук Алексей Пикулик. Он подтвердил участие в обсуждении инициативы уточнения критериев внесения представителей официального Минска в список "невъездных" в Евросоюз.

"Мы на уровне экспертов действительно участвовали в обсуждении открытого письма, в котором говорилось о переходе от политики изоляции к политике "втягивания". Мы утверждали, что расширение списков и дальнейшая политика изоляции Белоруссии ЕС контрпродуктивна. В том, что касается списков, мы не обсуждали каких-либо персоналий, но говорили о том, что список должен быть скорректирован (там есть давно умершие люди), и к списку уже существующих могут быть как добавлены виновные в новых репрессиях против политического и гражданского общества, так и убраны имена тех, кто не имел прямого отношения к политическим репрессиям", - сказал Пикулик. "При этом мы считаем, что обсуждение списков - компетенция правозащитных организаций, а не нашего института", - отметил он.

По словам эксперта, был подготовлен вариант письма, в котором отражалась данная позиция - это письмо с добавлением редакторской "отсебятины" было опубликовано на ряде сайтов. "А вот о том, что кто-то куда-то ходил, распространял это письмо вместе с неким списком из 25 человек - об этом мы узнали исключительно из новостей. То открытое письмо, которое мы обсуждали, которое никем не было подписано - они никуда не ушло, не публиковалось. Была рабочая версия документа. Вместо письма мы решили выразить нашу позицию статьей политолога Дениса Мельянцова на сайте belinstitute.eu".

Комментируя общность подходов BISS и "Офиса за демократическую Беларусь" по вопросу принципов формированию списка "невъездных" в Евросоюз, Пикулик отметил: "Наши позиции близки в том смысле, что и Белорусский институт стратегических исследований, и "Офис за демократическую Беларусь" считают: санкции ЕС в нынешнем виде - неэффективны, не работают. От санкций пора перейти к попыткам "втягивания", к диалогу с белорусским обществом - вот то, о чем мы говорим. Мы предупреждаем о потенциальной опасности изоляции. В этом плане у нас позиция общая".

Представитель BISS пояснил, что понимается под "втягиванием" Белоруссии в развитие отношений с ЕС: "Следует интенсифицировать контакты с белорусским обществом, что предусматривает поддержку и гражданского общества, и людей, который на данный момент не политизированы. При этом неизбежны контакты с частью белорусской бюрократией. Важно не изолировать белорусское общество".

Комментируя недоразумения при составлении списка представителей официального Минска, на которых распространяются визовые санкции Евросоюза, руководитель BISS сообщил, что его институт не имел отношения к данному процессу. "По всей видимости, изначально списки "невъездных" в ЕС составляли европейские чиновники при помощи белорусских политических партий, правозащитников, других представителей белорусского гражданского общества. BISS в этом никогда не участвовал", - пояснил Пикулик.

Руководитель BISS отметил, что к составлению списков "невъездных" в ЕС могут быть причастны те представители белорусской оппозиции, которые сегодня требуют ужесточения санкций в отношении официального Минска. "Достаточно много лиц, заинтересованных в том, чтобы изоляция Белоруссии продолжалась и даже усиливалась, которым важно на каждом углу призывать Евросоюз ввести жесткие и невероятные санкции в отношении Белоруссии. Это абсолютно авантюристский и лицемерный сценарий, который не может быть реализован", - констатировал эксперт.

"С пересмотром списка "невъездных" Европейский союз мог бы повысить уровень коммуникаций с белорусским обществом, улучшить качество коммуникаций, - продолжил политолог. - Достаточно ознакомиться с пресс-релизами решений Совет министров иностранных дел Евросоюза от 23 января, чтобы понять, что согласно этим текстам, в "черные списки" могут быть внесены все те, "кто поддерживают режим или получают выгоду от его существования". Так вот, доводя ситуацию до абсурда, выгоду от существования "белорусского режима" получают все граждане Республики Беларусь, т.к. все они покупают субсидированный режимом бензин на заправках. Ситуацию можно довести до абсурда. И любой налогоплательщик ведь де юре поддерживает режим. Поэтому ЕС следует определиться с критериями - жесткими критериями внесения в списки лиц, на которых распространяются санкции".

"Это то, о чем говорила Ольга Стужинская: упорядочив эти списки, четко определившись с критериями отнесения к определённым категориям, на которых распространяются санкции ЕС, Европа достигнет большей эффективности, её послание Белоруссии имеет большие шансы быть воспринятым. Таким образом, коммуникации будут улучшены, - сказал в заключение академический директор BISS. - Все остальное в этом скандале - полная чушь, лицемерие и охота на ведьм".

Как сообщало ИА REGNUM, Совет министров иностранных дел Евросоюза по итогам заседания в Брюсселе 23 января решил расширить санкции в отношении физических и юридических лиц, представляющих официальный Минск. По неофициальной информации, обновленный список "невъездных" в ЕС представителей официального Минска может составить около 350 фамилий.

Напомним, ранее, 12 января в Страсбурге состоялось заседание политического комитета Европарламента. Выступая на заседании, директор управления Восточной Европы, Закавказья и Средней Азии генерального директората по внешним связям Еврокомиссии Гуннар Виганд заявил, что Евросоюз примет дополнительные ограничительные меры в отношении причастных к репрессиям и подавлению гражданских свобод в Белоруссии. По словам еврокомиссара, в список будет включено дополнительно 135 лиц. "Я надеюсь, что мы можем быстро достичь согласия со странами-членами относительно этого в ближайшие недели", - заявил Виганд. Говоря о перспективах проведения в Минске чемпионата мира по хоккею 2014 года, Виганд напомнил о бойкоте Олимпийских игр в Москве 1980 года, отметив: "Обсуждение на этот счет ведутся".

Напомним также, 19 декабря 2010 года в Минске был подавлен митинг протеста противников дальнейшего нахождения на посту президента Александра Лукашенко. В январе 2011 года Евросоюз возобновил политические санкции в отношении официального Минска и, впоследствии расширил их, довёл список невъездных в ЕС до 210 персон, а также ввёл экономические санкции в отношении белорусских госпредприятий. В марте к санкциям ЕС в отношении официального Минска присоединились страны-партнёры Евросоюза - Сербия, Черногория, Хорватия, Босния и Герцеговина, бывшая югославская республика Македония, Албания, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия.