Предлагаем вашему вниманию статью Виталия Федорова "Процесс о четырех миллиардах", опубликованную сегодня, 7 февраля, информационным агентством "Росбалт".

Иногда принципы деловой жизни, характерные не столько для нашего времени, сколько для "лихих 90-х", возвращаются. Типичным примером является история, которая развернулась вокруг группы компаний "Аркада".

С 2006 по 2008 годы группа "Аркада", которой руководит выходец из Омской области Максим Антонов, выпустила облигации на общую сумму свыше 4 млрд рублей. Основным гарантом возвратности долга для инвесторов стала оферта (поручительство по всем выпускам облигаций эмитента) компании ОАО "Аркада", которая к 2008 году замкнула на себе все ключевые активы холдинга.

Этот факт успокаивал инвесторов. В группу компаний "Аркада" входили ряд мукомольных предприятий и макаронные фабрики, 10 хлебозаводов, шесть элеваторов, предприятия по выпуску гречневой крупы. Казалось, все в порядке: стоимость реальных активов покрывала сумму облигаций. Речь при этом шла об активах вполне надежных - участие в градообразующих продуктовых предприятиях обеспечивало Антонову статус солидного бизнесмена, достойного доверия. Однако после того, как значительная часть облигаций была распродана, начались странные события.

Летом 2009 года ООО "АПК "Аркада", эмитент облигаций агрохолдинга, подало иск в Арбитражный суд Москвы о собственном банкротстве. По данным газеты "Ведомости", долги по трем выпускам облигаций компании составили больше 3 млрд руб. Держатели бумаг "Аркады" пытались вернуть деньги через Арбитражный суд Москвы: с начала года подано более 80 исков в категории "о ценных бумагах". Но до сих пор компания удачно защищалась в виду затянутости процесса подтверждения прав требований в суде.

Наиболее интересные моменты в организации бизнеса агрохолдинга были выявлены в ходе процесса по банкротству ОАО "Аркада" - поручителя по всем облигационным выпускам.

Компания постепенно "перебралась" в родной для Антонова город: сначала она сменила регистрацию с Москвы на Ульяновск, а затем - на Омск, где и начала быструю процедуру ликвидации юридического лица. Однако в ходе этого процесса кредиторы обнаружили сомнительные сделки по продаже крупных долей акций в сельскохозяйственных предприятиях и выводу активов за границу с оффшорами и другими техническими компаниями. В настоящее время иски об оспаривании сделок в рамках ГК "Аркада" рассматриваются арбитражным судом Омской области. Общая стоимость отчужденных активов на момент совершения сделок превышает 3 млрд рублей.

Параллельно инвесторы инициировали стандартную процедуру банкротства. Данная процедура, в отличие от быстрой ликвидации, грозит возвратом активов предприятия к исходному правовому статусу, субсидиарной ответственностью учредителям и контролирующим лицам.

Инвесторы, инициировавшие судебное разбирательство, подозревают, что во время первой попытки быстрой ликвидации применялись методы подстраховки при помощи дружественных кредиторов. Одним из них является ООО "Агропродукт", которое обладает наибольшим объемом требований к ОАО "Аркада" и, соответственно, наибольшим процентом голосов в процедуре банкротства. Однако использовал кредитор эти голоса не для того, чтобы вернуть свои инвестиции, а чтобы как можно быстрее завершить банкротство. В связи с этим другие кредиторы подали судебный иск. Арбитражный Суд Омской области дело прекратил. Однако затем Восьмой арбитражный апелляционный суд отменил это решение, установив факт недобросовестности.

Более того, по мнению апелляционной инстанции, еще один кредитор - "Сызранский мельничный комбинат" - тоже не желает получать возмещения долга (в с вязи с чем заявил кассационную жалобу, тем самым подменяя основные принципы гражданского и арбитражного права).

На 8 февраля назначено заседание ФАС Западно-Сибирского округа (г. Тюмень), на котором должна быть поставлена точка в этом процессе и создан очередной прецедент в современном арбитраже. Данная ситуация и ее решение кассационной службой станет ориентиром для российского бизнеса, прямо указывая на принципиальную возможность или невозможность судебной защиты прав и интересов инвесторов в современной России.