На прошедшей 4 февраля в Риге 23-й конференции Латвийского общества политрепрессированных обсуждался вопрос обеспечения численного перевеса сторонников латышского языка как единственного государственного на предстоящем 18 февраля референдуме по инициированным обществом "Родной язык" поправкам к Конституции Латвии, предоставляющим русскому языку статус государственного. Участники конференции утвердили два воззвания - одно к гражданам Латвии с призывом участвовать в референдуме и голосовать против русского языка как второго государственного, а второе - к сторонникам присвоения русскому языку статуса государственного. Текст последнего ИА REGNUM приводит с незначительными сокращениями.

"Уважаемые сограждане! Наши соседи, коллеги, незнакомцы - все, кому не безразлично наше общее будущее в Латвии!

Признаться, мы были удивлены столь массовым потоком ненависти, потоком, который в ноябре прошлого года выливался на латышский народ и латышский язык из рекламных роликов, призывающих подписаться под требованием референдума. Нам непонятно, откуда эта злоба! Но понятно ли это вам? И можете ли вы со спокойной совестью, положа руку на сердце, сказать, что верите в опасность "потерять право разговаривать на своем родном языке", как вас заверяли?

Нам искренне хотелось бы понять, какие мотивы многих из вас побудили подписаться под требованием референдума, тем более в столь трудное для Латвии время, когда нам всем сообща следовало бы приложить максимальные усилия для преодоления последствий кризиса. Ведь политики, якобы ратующие за ваши интересы, не скрывали, по крайней мере в латышской среде, что отчетливо понимают: требования изменения Конституции на референдуме обречены на провал. Что данная кaмпания им нужна для своих политических целей...

Да, у политиков свои соображения и, что скрывать, мы разочарованы во многих из них, независимо от национальности или партийной принадлежности. Но разумно и порядочно ли подчинять своим политическим целям более важные ценности?

С древних времен на латышской земле рядом с нами, латышами, жили и русские, белорусы, поляки, евреи... Для русских староверов латвийская земля стала убежищем от царских преследований. Тысячи русских интеллигентов в суверенной Латвии нашли спасение от большевистского террора... За десятки лет мы привыкли в добрососедскому сосуществованию, основанному на взаимном уважении и уважении государственных основ Латвийской Республики - ее территории, народа и латышского языка, как основы взаимопонимания живущих в нашей стране. Мы искренне гордимся сетью школ национальных меньшинств в Латвии. Не символично ли, что в 20-е годы прошлого века в Латвии была открыта белорусская школа, какой не было в самой Белоруссии (это не соответствует действительности: напротив, в 1920-е в Советской Белоруссии проводилась политика усиленной "коренизации" - тотального внедрения белорусского языка не только в сферу образования, но и в печать, в сферу администрирования и т.п. - ИА REGNUM)... А еще во время нашего национального пробуждения в Латвии была открыта первая в СССР еврейская школа.

Мы по-человечески пытаемся понять всплеск ненависти к нашему народу и языку, приведший к референдуму. Кто же вам в Латвии запрещает говорить по-русски или собирается это делать?! Скорее наоборот - мы, латыши, только сейчас спохватились о своей чересчур глубокой уступчивости - ведь достаточно было подойти русскому, как группа латышей переходила на русский язык... Тем самым затрудняя вам практиковаться в латышском языке. Вот, это действительно справедливый упрек нам, латышам, однако слышали мы его чрезвычайно редко. Теперь вы нам дали это понять в другой форме. Что ж, спасибо и за это! Отношение, которое должно быть исправлено обоюдными усилиями. А ведь в будничных ситуациях не найти случая, когда вам, русским, продавец в магазине не ответил по-русски, когда врач в государственной поликлинике или больнице отказался бы с пациентом говорить на русском языке... Разве у вас в Латвии нет русских школ, газет, телеканалов, издательств книг? Мы, латыши, тоже гордимся старыми традициями Рижского театра русской драмы имени Чехова...

Стоит ли продолжать перечень очевидных вам и нам хорошо известных истин? Но, судя по враждебным призывам рекламных роликов в русских телеканалах, ненависти у вас много - ведь многие из вас подписались под требованием референдума, впечатленные призывами чуть ли не на священную войну.

Так кто вам враг?! Неужели мы, латыши - коренные жители латвийской земли, стали вам мешать своим присутствием?! И еще нам непонятно, почему многие из вас в телерепортажах с мест сбора подписей прятали лица? Почему после сбора подписей избегаете встреч с латышскими соседями и прячете от нас глаза? Мы привыкли, что вы, русские, более коммуникабельные, что вам так и хочется "поговорить по душам". Не скроем, нам, северной нации, это поначалу было непривычно, но в целом мы это расценивали как проявление открытой русской души. Куда вдруг пропала ваша душа? Согласны ли вы с тем, что в сознании латышей вместо открытых, дружелюбных лиц, символом русского народа становится искареженное злобой лицо В[ладимира] Линдермана? Это ли, по-вашему, типичный русский борец за права русского народа?! Так против кого и чего вы, по призыву Линдермана, собрались бороться? Куда вас ведет палец переполненной ненависти красавицы, подражающей плакату сталинской пропаганды?

Вывод однозначен: это призыв бороться против суверенитета Латвийского государства. Об этом четко заявил и Президент Латвийской Республики Андрис Берзиньш: каждый, кто на референдуме будет голосовать за изменение Конституции по данному пункту, проголосует против Латвийского государства. А это уже серьезно. Конституционный суд Латвии еще накануне референдума приступил к изучению законности данного процесса. В связи с этим президент Латвийской республики Андрис Берзиньш заявил, что данный вопрос будет разрешен юридически корректным путем, не давая политическим провокаторам новых аргументов для расчленения общества и для подстрекательства. А правоохранительными органами Латвии ведется расследование финансирования и других аспектов данной акции. Свои выводы они по-видимому сообщат и меры примут. Думается, тогда для многих наступит протрезвление. Ведь чего стоило бы государство не защищающее стабильность и благополучие общественности?!

Особое внимание нам всем следует обратить на звучащие порой призывы экстремалов на прямую конфронтацию. Тут мы особо полагаемся на наших сверстников - людей старшего поколения. Именно нам, одаренным жизненным опытом, следует отрезвить горячие головы молодежи, дабы в нашей стране не повторился сценарий дебоша 2007 года на улицах Таллина. Ведь известно, чем это кончилось: пропагандистской шумихой в Российских телеканалах и исковерканными биографиями молодых людей, участников дебоша. Дебоширы и грабители магазинов предстали перед судом. Так было и так будет всегда и везде с нарушителями закона. А Эстония после погромов 2007 года стала лишь сильней.

Латышский язык - основа основ нашего национального государства, отличающий Латвийскую Республику от России, Швеции, Испании... С латышским языком на устах тысячи латвийцев проливали кровь в боях за свободу Латвии на заре нового государства. Латышский язык помог тысячам латышей пройти через сибирские депортации... Благодаря латышскому языку наш народ выстоял полвека советской оккупации с массированной руссификацией, когда, как бы парадоксально это не было, русскому языку официально не был дан статус государственного языка. А латышский язык стал государственным уже в 1989 году - такое постановление, по требованию латвийского народа, принял Верховный Совет Латвийской ССР. Это было одно из первых наших завоеваний в борьбе за восстановление своей государственности. Мы заботимся о своем родном языке также, как Путин заботится о своем языке в России.

Потом настало время январских баррикад, когда десятки тысяч латвийцев с голыми руками встали на защиту своего демократически избранного парламента. Против нас была военная мощь Советского Союза, мы понимали, что советские танки в Риге могут палить в невооруженных людей также, как это уже сделали в Вильнюсе. Однако мы выстояли.

Теперь в Латвии нет чужеземной армии, след ОМОНовцев - последнего оплота реакции - простыл в тюменской тайге... Так неужели уместно замахиваться на наше независимое государство?! Не следовало ли вместо враждебных акций подумать, кому мешает стабильная, процветающая Латвия, и кто заинтересован тормозить наше совместное продвижение к этой цели. Кто заинтересован отрывать вас от полноценной жизни граждан Латвии - одного из полноправных членов Европейского Союза?

Известные правозащитники России Валерия Новодворская, Константин Боровой и их единомышленники неоднократно заявляли, что данная акция инициирована российскими спецслужбами, таков вывод и наших депутатов Европейского парламента, располагающих весьма обширной информацией о внешнеполитической стратегии России. Стратегия расшатывания стабильности в соседних странах, вышедших из состава СССР и об использовании в данной стратегии соотечественников, проживающих в этих странах.

Устраивает ли вас самих незавидная роль, отведенная вам в этой политической игре? Ведь инициаторам данного проекта глубоко безразлично ваше благополучие и спокойствие. Даже наоборот - чем больше у нас в Латвии будет проблем, тем успешнее они смогут организовать следующие акции по дестабилизации ситуации.

Известно, что многие под требованием референдума подписались от глубокого огорчения за потерянные в Krajbanka деньги. Ведь банкротство банка совпало с завершением сбора подписей. А может это и не было совпадением? Ведь кому-то было очень выгодно, чтобы это случилось именно под конец кампании сбора подписей. Следует ли вам напоминать, что главным виновным в крахе банка был гражданин другого государства. И совпадение ли то, что след от слухов о банкротстве Swedbanka ведет "к некоему иностранному государству, которое не является членом Европейского Союза"...

Но историю Krajbanka стоит помнить главным образом потому, что Латвийское государство полностью вернуло ваши деньги через банк Citadele. Несмотря на кризис, вы получили свои деньги обратно благодаря тому, что Латвия - стабильная страна. Так следует ли испытывать нашу страну на прочность?

Живя в Латвии десятилетиями, вы привыкли, что мы, латыши - это мирный и дружелюбный народ. Да, это так, и мы не станем кому-либо мстить после референдума. Тем более, что результат его уже, в основном, известен. Результат референдума покажет не сколько в Латвии здравомыслящих людей, а сколько враждебно к нашей стране настроенных экстремистов. Это и должно будет определить наше отношение к своим согражданам и требованиям к нашим властям для укрепления законности и порядка в Латвийской Республике. От этого будет зависеть наше совместное будущее. Ведь долг каждого гражданина Латвии, каждого представителя латвийского народа - беречь и укреплять суверенитет государства. Это в наших общих целях во имя спокойного, счастливого будущего наших детей и внуков."