Пресс-служба посольства России в Молдавии передала в редакцию ИА REGNUM тезисы выступления посла России в Кишиневе Валерия Кузьмина на заседании дискуссионного клуба "Диалоги об актуальном" на тему "Молдавия и Таможенный союз: возврат в прошлое или прорыв в будущее?" (Кишинев, 7 февраля 2012 года). ИА REGNUM публикует текст документа полностью:

"1. К 1 января 2012 г. задачи создания таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) можно считать выполненными. Формируется Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), ее Совет (уровень вице-премьеров) как межгосударственный орган и коллегия (международные чиновники, по три от каждого государства) как наднациональный орган будут реализовывать весь объем полномочий в соответствии с соглашениями, составляющими правовую базу ТС и ЕЭП, а также осуществлять подготовку предложений по дальнейшему развитию экономической интеграции. ЕЭК будет передан от трех государств ряд полномочий с национального уровня. Этот процесс будет сопровождаться наделением ЕЭК мандатами на переговоры с некоторыми зарубежными странами и объединениями в пределах ее компетенции.

2. В марте 2012 года в Москве состоится специальное заседание Высшего евразийского совета (ВС) с участием государств-партнеров России по ЕврАзЭС и наблюдателей при этой организации, в число которых входит и Молдавия. Основной вопрос повестки дня: обсуждение перспектив евразийской интеграции.

3. Планируется, что все члены ЕврАзЭС в ближайшее время примут Договор о формировании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вобрал бы в себя нормативно-правовую базу ЕврАзЭС, ТС и ЕЭП (обсуждается идея введения понятия "партнеры" ЕАЭС). При этом действующие соглашения, заключенные в рамках ЕврАзЭС, будут включены в процесс кодификации правовой базы ТС и ЕЭП. Посредством Договора также представляется возможным решить вопрос международной правосубъектности нового интеграционного объединения, которой в настоящее время не обладают ни ТС, ни ЕЭП.

4. Планируемая следующая ступень интеграции в евразийском пространстве - это создание ЕАЭС. Ядром этого нового формата интеграции станет ТС Казахстана, Белоруссии и России и ЕЭП, в которое уже вошли эти страны и которое открыто для других государств СНГ. При этом Россия и ее союзники по ТС исходят из того, что также как и при ЕврАзЭС ряд государств СНГ, включая Молдавию, имели статус наблюдателя, так и при новой организации - ЕАЭС - будут государства-партнеры.

5. В условиях приближения "второй волны" глобального финансово-экономического кризиса, которую уверенно предсказывали, например, большинство участников недавнего Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе, укрепление региональных форматов интеграции приобретает еще большую актуальность. Несмотря на серьезный кризис зоны евро, Евросоюз, скажем, и не помышляет о "дезинтеграции", а, наоборот, планирует принимать новые единые правила регулирования в сфере финансов и другие интеграционные меры. Таким же образом поступают и региональные группировки в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке и др.

6. Будет ли создание ЕАЭС (повторимся, что его ядром станет ТС) попыткой вернуться в советское прошлое или прорывом в будущее?

Убежден: это никак не может быть "возвратом в СССР", поскольку:

- происходит не объединение различных стран под властью единого центра, а наоборот несколько суверенных государств, руководствуясь прагматическими соображениями взаимной выгоды, берут курс на экономическую интеграцию, т.е. объединение идет не "сверху вниз", а "снизу вверх";

- полностью отсутствует свойственная советской эпохе "идеологическая начинка" интеграции;

- ЕАЭС имеет даже значительное преимущество перед Евросоюзом, вобравшим в себя самые разнородные государства, которые никогда в новой истории не были единым целым и не жили в едином государственном доме. На этот раз объединяются страны, имеющие значительный, длительный и относительно недавний опыт совместной истории и плодотворного взаимодействия, в том числе экономического;

- пространство ЕАЭС дополнительно связывает и наличие там таких культурно-цивилизационных или, как сейчас принято говорить, гуманитарных факторов интеграции как Православие (а также другие "традиционные" религии, имеющие больший опыт сосуществования в Евразии - умеренный ислам, иудаизм и буддизм, последователи которых составляют подавляющее большинство населения), русский язык и русская культура, чего также нет в большинстве других региональных интеграционных форматов современности.

7. Возможно ли "технически" присоединение РМ к ТС? На этот вопрос, наверное, лучше ответят экономисты, однако, руководители государств-членов ТС официально заявили, что Союз открыт для вступления других заинтересованных государств. В каком качестве - прояснится по ходу оформления этого интеграционного объединения.

Вместе с тем очевидны преимущества, которые могла бы извлечь Молдавия в том случае, если она возьмет курс на сближение с ТС и ЕЭП:

- внутри ТС не действуют, скажем, российские экспортные пошлины на энергоносители, а значит, в случае вступления в Союз газ и нефть могли бы стать заметно дешевле для молдавских потребителей (до 30%);

- в рамках ТС есть крупный (сравнимый с Евросоюзом) рынок для молдавской продукции, который, в отличие от европейского, не насыщен теми товарами, которые составляют сердцевину экспорта РМ (вино, овощи, фрукты и продукты их переработки);

- значительно более благоприятные условия для работы в государствах ТС получат и молдавские трудящиеся, которые в настоящее время обеспечивают большую часть валютных поступлений от частных лиц из-за рубежа (по официальным данным только в России трудятся легально 240 тыс. человек, которые переводят на родину несколько сот миллионов долларов в год). Разумеется, все эти "выгоды" пока лишь - потенциальная возможность, сделать которую реальностью могут серьезные переговоры заинтересованных сторон на межгосударственном уровне".