На выставке "Угнанное детство" отсутствуют неправильно атрибутированные фотографии: заявление фонда "Историческая память"

Москва, 6 февраля 2012, 16:31 — REGNUM  

В редакцию поступило заявление фонда "Историческая память", которое полностью публикуется ниже:

"6 февраля т.г. в латвийской газете Latvijas Avīze была опубликована статья, посвященная сюжету телеканала ТВЦ о проходящей в Государственном центральном музее современной истории России выставке "Угнанное детство: Судьбы детей, угнанных на территорию Латвии, 1943-1944 гг." Автор данной статьи, обозреватель Latvijas Avīze Виестурс Спруде, обратил внимание на использование в сюжете телеканала ТВЦ в качестве иллюстрации ужасов Саласпилса фотографии малолетней узницы лагерей, созданных англичанами во время Второй англо-бурской войны (1899-1902). Как пишет В. Спруде, "не ясно, использовано ли это фото на самой выставке".

С целью предотвращения возможных недоразумений и инсинуаций фонд "Историческая память" отмечает, что упомянутая фотография отсутствует в экспозиции выставки "Угнанное детство", а ее появление в сюжете телеканала ТВЦ целиком и полностью находится на совести журналистов. Следует отметить, что подготовке выставки "Угнанное детство" предшествовала кропотливая научно-исследовательская работа сотрудников фонда "Историческая память", их белорусских и латвийских коллег. Благодаря этому на выставке отсутствуют неправильно атрибутированные фотографии.

Фонд "Историческая память" с осуждением относится к любым попыткам проиллюстрировать трагические события прошлого произвольно отобранными фотографиями и высказывает глубокое сожаление в связи с ошибками, допущенными журналистами телеканала ТВЦ. Вместе с тем, однако, невозможно не отметить, что газета Latvijas Avīze, столь оперативно обнаружившая в сюжете телеканала ТВЦ ошибочно использованные фотографии, в свое время закрыла глаза на наличие в распространяемом при поддержке Министерства иностранных дел Латвии пропагандистском фильме The Soviet Story несравненно большего количества прямых фальшивок и ложных фотографий.

Напомним, что выставка "Угнанное детство" была открыта в Государственном центральном музее современной истории России 19 января т.г. На выставке впервые в Москве представлены уникальные свидетельства о судьбах детей, ставших жертвами карательных операций на северо-западе СССР в годы Великой Отечественной войны. В 1943-1944 гг. в прилегающих к латвийской границе районах России и Белоруссии нацистами проводились масштабные карательные операции, ударной силой которых, как правило, становились латвийские коллаборационистские формирования. В ходе этих операций вдоль латвийской границы создавалась полоса выжженной земли: деревни сжигались, их жители частично уничтожались, а частично - угонялись на принудительные работы в Латвию и Германию. В рамках этих операций в Латвию были угнаны тысячи несовершеннолетних детей - русских, белорусов, поляков. Они были разлучены с родителями, в тяжелейших условиях содержались в концлагере Саласпилс и работали на латышских сельских хозяев. Выставка "Угнанное детство" - дань памяти всем этим детям, как погибшим, так и выжившим.

Посетители выставки могут ознакомиться с фотодокументами и свидетельствами очевидцев страшных преступлений, совершенных нацистами и их пособниками, увидеть сожженные деревни, карателей и их жертв, бесчеловечный быт концлагеря Саласпилс, услышать рассказы спасшихся людей и вспомнить о погибших.

В основу выставки положены воспоминания очевидцев, собранные сотрудниками фонда "Историческая память" в Латвии, Белоруссии и России, ранее неизвестные широкой общественности фотографии и кинохроника из Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов и частных коллекций. Выставка подготовлена фондом "Историческая память" и Государственным центральным музеем современной истории России в рамках программы "Повышение статуса жителей сожженных белорусских деревень", реализуемой Белорусским фондом мира и германским фондом "Память, ответственность и будущее"".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.