Николай Радов: Будет ли Россия спасать "белорусское чудо"?
В Белоруссии чиновники, похоже, не отказались от мысли о том, что страна и дальше должна идти намеченным ранее путем "социально-ориентированного" государства. Идеологическая пропаганда, которую развернули государственные СМИ, нарастает с каждым днем, а руководство страны неустанно рапортует простым гражданам об успехах белорусской экономики. В конце января сразу несколько высокопоставленных чиновников заявили о скором росте благосостояния простого народа, во что, по всей видимости, последний не сильно верит. Так, 30 января на пресс-конференции в Минске глава Национального банка
Подобные речи, которыми изобилует нынешнее белорусское информационное пространство, заставляют усомниться в том, что белорусская номенклатура живет в той же Белоруссии, что и основанная масса населения. Более того, белорусская статистика также пребывает в некой иной реальности. По информации Национального статистического комитета Республики Беларусь, начисленная средняя заработная плата работников в декабре 2011 года выросла на 438 тысяч (18%) и составила 2,878 млн. рублей (около 340 долларов США), а в Минске средняя зарплата выросла в декабре до 3,83 млн. рублей (около 450 долларов США). При этом у простого населения возникает закономерный вопрос - кем и где работают те, кто получает подобные суммы? Конечно, белорусская статистика уже давно стала притчей во языцех, так как доверия к ней нет не только у населения страны, но и у зарубежных инвесторов. Однако то, что сегодня повсеместно преподносится как успех белорусской экономики, вызывает, по меньшей мере, недоумение.
Практически все не состоящие на государственной службе белорусские и иностранные экономисты уже который месяц говорят о грядущем усугублении проблем, если правительство республики срочно не начнет проводить экономические преобразования. Заметим, о политических переменах в настоящее время речи не идет, так как в условиях, когда Москве, наконец, удалось согласовать с Минском большинство насущных вопросов, а оппозиция практически сошла с политической арены, стиль правления никто менять не будет. К тому же необходимо учитывать, что белорусские власти планируют уже в ближайшем будущем стать на путь формирования так называемой "системной оппозиции", которая в их понимании должна представлять собой некую политическую силу, полностью контролируемую государством. Это должно будет не только законсервировать нынешнюю политическую систему, но и продемонстрировать всему миру демократичность режима. Справедливости ради, необходимо напомнить, что ныне существующая оппозиция, как известно, являет собой настолько жалкое зрелище, что не может претендовать на роль лидера, способного начать кардинальные изменения в стране. Чего только стоит недавний казус, случившийся на переговорах белорусских оппозиционеров, пытающихся согласовать свои позиции на предстоящих парламентских выборах. Напомним, что 31 января во время подготовки пресс-конференции "Коалиции шести" (Объединенная гражданская партия, Партия БНФ, Белорусская партия левых "Справедливый мир", оргкомитет по созданию партии "Белорусская христианская демократия", движение "За Свободу" и гражданская кампания "Говори правду!"), на кухне офиса движения "За Свободу" представитель кампании "Говори правду!"
Как бы там ни было, но последние заявления и представителей власти, и их оппонентов говорят об одном - за прошедшие несколько месяцев все они были вынуждены скорректировать свою деятельность в связи с наметившимся сближением России и Белоруссии. При этом, как ни странно, обе стороны считают, что Москва вновь решила стать локомотивом, способным тянуть на себе весь груз нерешенных белорусских проблем. Масла в огонь подлили недавние высказывания российского премьера о сотрудничестве двух стран, которые буквально взорвали на несколько дней белорусское информационное пространство. Так,
Не будем искать скрытых и глубоких противоречий между личностями в руководстве России и Белоруссии, а лишь обратимся к третьей статье главного претендента на пост президента РФ Владимира Путина "О наших экономических задачах", которая была опубликована 30 января в газете "Ведомости" и представляет собой определенную выжимку из предвыборной программы премьера. Несмотря на ряд критических замечаний как со стороны российской оппозиции, так и западных СМИ, подобная статья представляет собой достаточно конкретный план развития РФ на ближайшее будущее, который, на наш взгляд, никак не коррелирует с планами белорусского руководства.
Так, по мнению Путина, "мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России. Демонтировать обвинительную связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов. Исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания...". Готов ли на это Минск, заявляющий сегодня о своей приверженности идеям
Далее, Путин предлагает отказаться от политики протекционизма, который в чрезмерном виде "всегда приводит к застою, низкому качеству и высоким ценам": "Наша экономическая политика должна корректироваться в сторону снижения масштабов государственного регулирования, замены регламентации на рыночные механизмы, административного контроля - на страхование ответственности". Вроде бы нечто подобно провозглашается и в Белоруссии под красивым и непонятным для большинства населения словом "либерализация". Однако что мы имеем на самом деле. Пресловутая Директива президента Республики Беларусь № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" так и осталась на бумаге, либерализация цен была остановлена не только требованием их сдерживать любыми способами, но и возвращением предельных торговых надбавок, приватизация большинства государственных предприятий практически провалилась, а отказаться от протекционизма белорусское руководство, похоже, не сможет заставить даже участие в ЕЭП. Более того, получив небольшую передышку, в высших государственных кругах вновь заговорили о недопустимости повального разгосударствления и жестком регулировании экономических процессов (например, министерство торговли недавно предложило взять под контроль цены при сезонных распродажах). Даже валютное курсообразование, которое регулирует Национальный Банк РБ, не является по своей сути свободным, так как сложно себе представить, чтобы спрос на валюту практически всегда соответствует предложению и заключенным сделкам на валютно-финансовой бирже. Таким образом, в Белоруссии нет даже намека на те процессы, которые планируется провести в России, а при ближайшем рассмотрении и вовсе оказывается, что белорусская модель абсолютно не соответствует тем принципам, которые провозглашаются на просторах Единого экономического пространства и, в том числе, России.
Еще одним из главных предложений Путина является инициатива по увеличению в несколько раз (до 25 миллиардов рублей к 2018 году) финансирования государственных научных фондов, поддерживающих инициативные разработки научных коллективов. Конечно, можно вспомнить, что подобные предложения звучали и в Белоруссии, однако все они разбились о требование президента на 25-30% сократить бюджет Национальной академии наук, деятельность которой, по сути, является фундаментом практически всех современных научных разработок в республике. При этом надо понимать, что, несмотря на различного рода коммерческие проекты, результаты которых, как правило, уходят мимо государства, белорусская наука не может существовать без госзаказов, а их, как ни странно, становится все меньше. Да и оплата труда в большинстве научных институтов, если не считать руководителей и их приближенных, на бумаге задействованных практически во всех проектах, ничтожна мала. К тому же нынешние действия высших белорусских чиновников говорят о том, что руководство страны, пропагандируя своей главной целью превращение республики в высокотехнологическую державу, на деле занимается вещами весьма от этого далекими. Например, премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович (кстати, бывший глава
Можно еще достаточно долго перечислять несовпадения в планах на будущее двух стран, которые декларируют скорое объединение экономик, унификацию законодательства и, возможно, единую валюту. Однако, на наш взгляд, приведенных выше примеров достаточно, чтобы понять, что при существующей позиции белорусского руководства, направленной на консервацию сложившихся социально-экономических принципов функционирования государства, развитие интеграции будет весьма затруднительно. А без этого, как известно, говорить о существенной помощи со стороны, как России, так и