Эксперт по Центральной Азии, обозреватель "Московских новостей" Аркадий Дубнов считает, что единственная интрига предстоящих президентских выборов в Туркмении состоит в том, удастся ли действующему президенту Гурбангулы Бердымухамедову для победы "набрать" более 90% голосов. Напомним, в ближайшее воскресенье, 12 февраля, в Туркмении состоятся очередные выборы президента. "Семеро смелых", которые будут оспаривать у Бердымухамедова титул "лидера эпохи великого возрождения" Туркмении, опасности не представляют", - утверждает эксперт.

По его словам, тем не менее, уже несколько дней жестким ddos-атакам подвергаются два главных оппозиционных сайта - Gundogar.org и "Хроника Туркменистана". "Продолжаются и преследования неугодных властям. Правозащитнице Наталье Шабунц угрожают расправой, знаком чего служит подброшенная к дверям ее квартиры отрезанная баранья голова. Это недобрый знак на Востоке. А ведь она - единственный человек, который осмеливается в Туркмении открыто отстаивать права русскоязычных, имеющих двойное, российское и туркменское, гражданство", - заключает обозреватель "Московских новостей".

Вячеслав Мамедов, лидер Гражданского демократического союза Туркмении, базирующийся в Нидерландах, отмечает, что предвыборный период является своеобразным "барометром" для независимой оценки, когда становится ясно: то, о чем так много говорили, не свершилось. По его мнению, для народа было важно получить альтернативу во многих сферах жизни. "Тогда мы получили бы частично измененный результат. По нашим сведениям, этого ничего нет, что и констатирует Human Rights Watch. Если бы власти стремились выполнить свои обещания, гражданское общество, уничтоженное при прежнем авторитарном лидере Ниязове, которое могло бы стать двигателем реформ, было бы реанимировано, появились бы независимые СМИ и неправительственные организации, а оппозиция была бы вовлечена в избирательный процесс", - цитирует IWPR слова Мамедова.

Он назвал смехотворным то, что сейчас власти пытаются представить как прогресс. "Мы видим только косметические изменения, которые преследуют своей целью сделать режим привлекательным. Сюда относится принятие некоторых декларативных законов, которые не имеют реализации на практике, продолжающийся запрет на регистрацию общественных объединений, наличие политических заключенных, а также отказ миссии ОБСЕ от наблюдения за президентскими выборами, назначенными на 12 февраля", - сказал правозащитник.

Напомним, что в январе международная правозащитная организация Human Rights Watch выпустила Всемирный доклад 2012, в котором отмечается, что при действующем президенте Гурбангулы Бердымухаммедове Туркмения остается одним из самых репрессивных государств в мире. В докладе отмечается, что сохраняется закрытость страны для независимого мониторинга, действуют драконовские ограничения на свободы СМИ и религии, правозащитники постоянно находятся под угрозой санкций со стороны властей. Комитет ООН против пыток выражал обеспокоенность в связи с заявлениями о широко распространенной практике пыток и недозволенного обращения, а также о случаях насильственного исчезновения граждан.

Как уже сообщало ИА REGNUM, ЦИК Туркмении зарегистрировал 8 кандидатов в президенты страны. Среди претендентов нынешний глава государства Гурбангулы Бердымухамедов. Ашхабад пригласил в качестве международных наблюдателей представителей таких международных организаций как ООН, ОБСЕ и СНГ. Однако представители ОБСЕ заявили, что не видят смысла в наблюдении за этим процессом, исход которого очевиден. Между тем, в эти дни группа экспертов Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) проводит в Ашхабаде встречи с руководством Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов в Туркмении, парламента, МИД, Туркменского национального института демократии и прав человека, Государственного комитета по телевидению, радиовещанию и кинематографии, Государственной информационной службы Туркмении и руководителями общественных организаций страны. Кроме этого, уже вторую неделю в Туркмении миссия наблюдателей от СНГ. В общей сложности ожидается приезд в Туркмению около 60 международных наблюдателей, представляющих структуры СНГ.