Ришард Станкевич, руководитель польского общества "Промень" в городе Даугавпилс, Латвия, рассказал корреспонденту ИА REGNUM об истории поляков в Латвии, своём отношении к референдуму за придание статуса государственного русскому языку и интернациональном городе Даугавпилс.

ИА REGNUM: Не могли бы для начала сделать краткий экскурс в историю поляков в Дауагвпилсе?

Поляки проживают в Даугавпилсе уже более 450 лет. Для нас важной датой является 1561 год, 28 ноября. Эта дата знаменует возникновение польских Инфлянт, а с ними и самой Лифляндии, ныне Латгалии. Недавно мы как раз отмечали эту дату. Поначалу эту была автономия, а позднее мы были присоединены к Польско-литовскому княжеству. Когда детвора во время экскурсий в Польском Доме меня спрашивает, откуда в Латгалии появились поляки, я напоминаю им об истории Латвии. Сам Даугавпилс первый раз упоминается в 1275-ом году, и тогда на протяжении трёхсoт лет здесь был немецкий орден крестонсоцев, с 1561-го года по 1772 здесь господствовала Польша, позднее польскую территорию разделили, и Латгалия вошла в состав Российской империи. А государство латвийское возникло в 1918-ом году, то есть государство Латвия насчитывает всего 94 года существования. Таким образом, на этой территорий исторически живут и поляки, и русские. И немаловажная дата - это 1582 год, когда польский король Стефан Баторий дал городу тогда Динабургу магдебурское право. Так Динабург стал европейским городом.

ИА REGNUM: Какова численность поляков на сегодня?

Большинство поляков живёт здесь в Даугапвилсе, в Латгалии. Официальная статистика даёт цифру в 60 тысяч по Латвии, а по Даугавпилсу 15-16 тысяч. Хотя по ощущениям, полагаю, что эта цифра может быть в сто-двести тысяч, ведь в наши времена пятой графы нет, и статистика основывается на данных, которые люди вписывают в паспорт по желанию, поэтому полагаю, что цифра превышает шестьдесят тысяч.

ИА REGNUM: Правящая латышская элита опасается автономии Латгалии, на ваш взгляд, это возможно, ведь и вправду край своеобразный.

Думаю, что это заблуждение и о никакой автономии нельзя говорить, ведь политическая логика не предполагает разделения государства.

ИА REGNUM: Чем занимается ваше общество?

Наше общество было создано в 20-е годы прошлого столетия, но, конечно, в годы советской власти оно прекратило существование, а вместе с перестройкой возродилась, причём ещё до восстановления независимости Латвии в 1988-ом году в время плюрализма мнений... Наши цели и задачи - это сохранение культуры и традиций, возрождение национальных школ. Польские школы есть в Риге, Даугавпилсе, Резекне, Краславе. Школа в Даугавпилсе имеет статус гимназии, многие учебники для изучения польского языка, истории привозят из Польши. В школах преподают по четвёртой модели обучения, то есть сорок процентов обучения на родном языке и шестьдесят процентов на латышском. О мероприятиях, проводимых в Польском Доме, выставках, концертах бесконечно много сказано и написано. Из особо значимых можно выделить два международных фестиваля, на которые съезжаются поляки не только из Латвии, но и из Литвы, Украины, Белоруссии и, конечно же, Польши. Это Международный фестиваль польского фольклора "Польский фольклор в Латгалии" и "Международный фестиваль польской молодежной религиозной песни", который, кстати сказать, пройдет уже в феврале в шестой раз. Одним из самых любимых праздников местной польской диаспоры с уверенностью можно назвать Праздник Варшавской улицы.

Основной задачей польского общества "Промень" и центра польской культуры, который в мае будет отмечать свое 15-летие, это работа с детьми, молодежью и, конечно же, со старшим поколением поляков нашего города. Следует также отметить, что мы несколько расширили сферу деятельности и вышли за рамки Даугавпилса тесно сотрудничая с польскими общинами Краславы, Резекне, Екабпилса, приглашая поляков Латгалии на свои мероприятия, праздники и посещая со спектаклями польские школы. Занимаемся естественно краеведческой деятельностью. О своих достижениях мы рассказываем и показываем в телевизионных программах на польском языке в местной кабельной сети. Хочу подчеркнуть, что программы снимаем сами. Летом, и это стало уже хорошей традицией, выезжаем в Польшу и принимаем участие различного рода фестивалях, летних школах, мастер-классах, а также в международных регатах. Так что мы поём, танцуем, просвещаем и ходим под парусом...

ИА REGNUM: Ряд русских ребят, живущих в Латвии, в возрасте 18-25 лет называют Россию другой или чужой страной, не лучше и не хуже других, а как польские молодые люди относятся к Польше?

В польском языке есть только слово "отчизна", зато в русском есть ещё и синоним - "родина". В связи с этим Польша для молодых людей - это отчизна, земля их отцов, а Латвия - родина, место, где они родились, потому думаю, что к обеим странам они относятся с одинаковой любовью. (Кстати, и в латышском языке также существуют два понятия: Tēvzeme - земля отцов, отчизна, и Dzimtene - родина).

ИА REGNUM: На территории Латвии есть ряд успешных общин: армянская, еврейская, старообрядческая. Русская община, хотя и самая многочисленная, пока раздроблена. Чем объясним успех небольших общин?

Не думаю, что с русской общиной всё так плохо. Есть всё же Дом Москвы в Риге, да и в Даугавпилсе есть Русский Дом. А Даугавпилс - это вообще образец маленькой Европы, где собралось много национальностей, и когда здесь проходят дни славянской культуры, то они объединяют всех братьев славян. На этом фестивале выступают русские, белорусы, украинцы, поляки. Мы и вправду, как одна дружная семья, что сложилось исторически. Я только рад, что в Даугавпилсе нет никаких шествий легионеров.

ИА REGNUM: Каково отношение вашего общества к политическим событиям: референдуму за придание русскому языку статуса государственного и второму референдуму по ликвидации института неграждан. Я не могу ответить за всех членов общины, но могу выразить своё личное мнение. В первую очередь мы говорим о правовой процедуре, которая была соблюдена в соответствии с законом Латвийской Республики, а значит теперь каждый гражданин должен исполнить свой долг - придти на избирательные участки и выразить своё мнение. Но теперь возьмём Даугавпилс - здесь проживает 15 процентов поляков, а значит поляки, проживающие здесь тоже могут инициировать референдум. Полагаю, если каждая народность начнёт инициировать референдумы, то будет неразбериха. Ведь и в России проживает много разных национальностей, но язык там один. Ведь не собирают же представители кавказских национальностей подписи за второй государственный в Москве (в противоречие подписанной Латвией Европейской конвенции прав национальных меньшинств, в Латвии ни польский, ни русский языки не имеют статуса регионального, а языки национальных меньшинств в России, напротив, имеют статус государственных и де-факто региональных - в субъектах федерации и муниципальных образованиях - ИА REGNUM)?

А в целом отношение позитивное, думаю, что русский язык мог бы получить статус официального или языка международного общения. Вот, например, Швейцария - процветающее европейское государство, где несколько официальных языков: немецкий, французский, итальянский и даже романшский.

О втором референдуме я ещё не слышал, но уверен, что раз есть государство, то люди, живущие в нём должны быть гражданами. В этом плане уважаю литовцев, которые ещё в 1991-ом году дали гражданство всем живущим на тот момент на её территории. Хотя теперь уже желающие могут натурализоваться, что же касается людей преклонного возраста, не способных в силу этого сдавать экзамены, здесь увы всё решится естественным путём.