Время идет, а дальнейшая судьба Минского автомобильного завода остается нерешенной. С момента преобразования государственного предприятия МАЗ в ОАО прошло три года, но дальше абстрактных планов модернизации дело не сдвинулось. Проекты создания холдинга с российскими производителями грузовиков повисли в воздухе. Оценка активов предприятия, проведенная аудиторской компанией "Ernst & Young", подверглась сомнению, и теперь этой же компанией по просьбе белорусских властей корректируется в сторону увеличения. Вопрос об участии российских предприятий в производстве белорусских грузовиков, подававшийся официальной пропагандой как решенный, сегодня приобретает некоторую двусмысленность.

Еще в феврале прошлого года, когда стало известно о переговорах с "Ростехнологиями" на предмет создания совместного предприятия с КамАЗом, президент Александр Лукашенко расставил акценты в этой сделке: "За бесценок мы ничего никому отдавать не будем. Заплатят нам хорошие деньги, которых стоит предприятие, мы будем думать. Пока таких предложений не было". - И добавил. - Приходите, платите деньги, контрольный пакет должен у нас быть, мы должны управлять этими предприятиями. Хотите с нами работать, зарабатывать прибыль - пожалуйста, приходите, будем работать".

Тем не менее, в феврале прошлого года была создана рабочая группа, а в мае состоялось ее первое заседание. Но денег, которые так нужны белорусскому правительству, у "Ростехнологий" нет. Все, что может предложить госкорпорация - это превращение МАЗа в наполовину российское предприятие, что, возможно, откроет ему доступ к программе "утилизации грузовых автомобилей и автобусов", старт которой намечен в текущем году. Эта программа рассчитана на 5 лет и затронет около 100 тысяч автомобилей. Но и в этом нет стопроцентной уверенности, так как сама программа еще не утверждена, а срок ее реализации уже один раз откладывался.

Параллельно поступило предложение и от холдинга "Русские машины", в который входит группа ГАЗ, купить 25% акций МАЗа. Тут уже пахнет живыми деньгами, что соответствует одному из условий, озвученных белорусским президентом. Но и Дерипаска не так прост - инвестиции группы ГАЗ увязываются с допэмиссией акций, что приведет к наращиванию доли ГАЗа. А это уже не стыкуется со вторым условием президента - "мы должны управлять этими предприятиями".

Гендиректор МАЗа Александр Боровский и вовсе предложил компромиссный вариант, заявив, что считает целесообразным внести акции МАЗа и ряда других машиностроительных предприятий Белоруссии в холдинг "Росбелавто", создаваемый на паритетных условиях с корпорацией "Ростехнологии". И, одновременно, продать до 25% акций ОАО "МАЗ" российской Группе ГАЗ.

Поэтому неслучайно министр промышленности Дмитрий Катеринич вынужден был признать недавно: "В Белоруссии еще не определились с выбором стратегического инвестора для дальнейшего развития ОАО "Минский автомобильный завод". Выбор сильно осложнен еще одним обстоятельством - МАЗ по итогам минувшего года неожиданно оказался весьма прибыльным предприятием и занял одну из верхних строчек рейтинга самых прибыльных белорусских ОАО после "Беларуськалия" и БелАЗа. Для белорусского менеджмента это весомый повод повысить цену в ходе торгов. В одном можно не сомневаться - поскольку в принятии решения с белорусской стороны задействованы только бюрократические структуры, то результатом всей деятельности станет отчетность. За качество этой отчетности и идут сражения между различными группировками.

Радикально улучшить экономическое положение МАЗа никакие альянсы не в состоянии по причине крайней технологической отсталости бывшего советского производства и отсутствия у него сбытовых перспектив помимо российского рынка. Чем дальше будет происходить промышленная модернизация России, тем меньше останется шансов у предприятия, производящего грузовики, спроектированные сорок лет назад.

Справка:

В 2011 Минский автозавод произвел продукции на сумму 1,5 млрд. долларов (без НДС). Выпуск автомобилей составил около 20 тыс. ед., прицепов - 6 тыс. ед., автобусов - 2 тыс. ед., подъемных кранов - 500 ед.

В 2012 году прогнозируется рост производства на уровне 10 %, рост экспортных поставок - на 30-40 %.