В Турции звучат призывы к пересмотру Конвенции Монтре, регулирующей судоходство в черноморских проливах Босфор и Дарданеллы. Как сообщают турецкие СМИ, глава парламентской комиссии по окружающей среде Эрол Кая заявил, что крупнотоннажные танкеры, проходящие через проливы, таят в себе огромную потенциальную опасность для экологии.

"По этой причине необходимо срочно пересмотреть устаревшее соглашение, регулирующее прохождение морского грузового транспорта через проливы Босфор и Дарданеллы. Турция всегда выполняет международные соглашения, которые подписывает, но при подписании Конвенции о режиме проливов в 1936 году в Монтре, в соответствии с которой Босфорский пролив был объявлен международным судоходным каналом, никто не предвидел, что огромные танкеры, груженные нефтью, будут протискиваться через проливы", - сказал депутат.

"Гигантские суда несут угрозу историческому и природному богатству Стамбула, которое является общим наследием человечества. Платы за проход через пролив, которую вносят танкеры, недостаточно для покрытия потенциальных убытков или возмещения возможных потерь. Мы не пытаемся навязать свое мнение. Конечно, мы обязаны соблюдать соглашение. Но владельцы судов, проходящих через пролив, также должны осознавать свою ответственность. Город находится под большой угрозой", - подчеркнул он.

По его словам, Конвенцию Монтре необходимо пересмотреть: "Мы не хотим ни на кого давить, но правила судоходства через проливы должны быть пересмотрены. Есть огромная разница между платой, которую суда вносят за проход через Суэцкий пролив, и платой за проход через Босфор. Но мы говорим не только о деньгах - необходимо также рассмотреть условия страхования".

В 2011 году более 95 000 судов прошли через проливы Босфор и Дарданеллы. 18 000 из них несли на борту опасные вещества. При этом услугами лоцмана воспользовались всего 52% судов.