По предварительным данным, причиной крушения грузового поезда на Забайкальской железной дороге в Амурской области стал излом боковой рамы тележки грузового вагона, изготовленной в 2011 году ОАО "АзовЭлектроСталь" (Украина). Как 1 февраля сообщили корреспонденту ИА REGNUM в службе корпоративных коммуникаций Дальневосточной железной дороги, об этом заявил первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов.

Напомним, 30 января в 23:27 (мск) в Амурской области на 8.033 км перегона Бурея - Домикан Забайкальской железной дороги произошло крушение грузового поезда №1560, перевозившего сырую нефть.

Из 68 вагонов с рельсов сошли 17, несколько вагонов-цистерн воспламенились. Более тяжелых последствий удалось избежать благодаря действиям локомотивных бригад и диспетчерского аппарата, которые приняли меры для расцепки состава и перемещению хвостовой и головной частей от горящих цистерн в безопасное место.

На место происшествия незамедлительно выехали четыре пожарных и пять восстановительных поездов ОАО "РЖД". В 05:20 (мск) пожар удалось локализовать.

В результате крушения оба пути Транссиба оказались перекрытыми. На участке, где произошло крушение, ежесуточно курсирует 65 пар грузовых и до 11 пар (в зимний период) пассажирских поездов. По месту были задержаны четыре поезда дальнего следования формирования ОАО "Федеральная пассажирская компания": №1 Владивосток - Москва, №2 Москва - Владивосток, №133 Пенза - Владивосток и №134 Владивосток - Пенза.

Вадим Морозов отметил, что ОАО "РЖД" были предприняты все меры для скорейшего устранения последствий крушения и пропуска пассажирских поездов. Совместно с администрацией региона организована доставка пассажиров автотранспортом до дублирующих составов (расстояние около 50 км).

В 11:50 (мск) 31 января было восстановлено движение по одному из путей. По словам первого вице-президента ОАО "РЖД", суммарный ущерб от происшествия без учета экологического вреда оценивается в объеме более 80 млн рублей. В частности, стоимость поврежденного подвижного состава составляет 28 млн рублей, потерянный груз - 20 млн рублей.

Также Морозов отметил, что в 2011 году отмечено два крушения и две аварии грузовых поездов, 16 сходов с рельсов подвижного состава. За январь 2012 года произошло уже семь случаев излома боковых рам тележек грузовых вагонов, два из которых закончились крушениями.

ОАО "РЖД" неоднократно обращало внимание федеральных органов исполнительной власти на низкое качество выпускаемой продукции. Наиболее частая причина отказов рам и балок в эксплуатации - образование и развитие усталостных трещин в местах расположения литейных дефектов. В 2011 году Ространснадзор по инициативе ОАО "РЖД" направил 14 предписаний о приостановлении эксплуатации грузовых вагонов различных производителей для проведения внеплановых осмотров. В результате проведенной работы средствами дефектоскопии подтверждено несоответствие требованиям эксплуатации 8 тыс. боковых рам и 4 тыс. надрессорных балок.

Кроме того, в 2011 году приемочным контролем ОАО "РЖД" на заводах отклонено более 12,8 тыс. боковых рам и надрессорных балок. С начала 2012 года на литейных предприятиях отклонено 11 тыс. боковых рам (5% от общего объема производства) и более 4 тыс. надрессорных балок (4%).

По мнению Вадима Морозова, в связи с обострившейся ситуацией, связанной с большим количеством бракованного литья, необходимо рассмотреть инициативу об обязательном страховании ответственности собственников подвижного состава и вагоностроительных предприятий за ущерб, наносимый выходом неисправных вагонов на железнодорожную инфраструктуру общего пользования.