"Политические партии и движения Армении уже начали активно вкладываться в социальные сети - как в прямом, так и переносном смысле. Количество прямой и косвенной пропаганды уже очевидно, а ближе к выборам будет расти экспоненциально. Пожалуй, это будут первые выборы, когда большинство политических партий сделает ставку на интернет - это дешево и сердито, да еще и обходит все препоны, которые существуют в традиционных СМИ, а особенно, на телевидении". Об этом в интервью с корреспондентом ИА REGNUM заявил эксперт в области информационной безопасности, блогер Самвел Мартиросян.

ИА REGNUM: Какие именно политические партии и движения наиболее активно используют интернет-пространство в целях пропаганды и агитации своих политических взглядов, в формировании электората?

Пожалуй, лишь только партия "Оринац Еркир" продолжает удивлять не только своей политической, но и сетевой пассивностью. В целом же, сегодня все партии и движения активно вовлечены в это дело.

ИА REGNUM: Это обусловлено тем, что в настоящее время социальные сети и блогосфера занимают в жизни армянского общества настолько важное место?

На сегодняшний день проникновение социальных сетей, а в более широком смысле - социальных медиа в нашу жизнь трудно переоценить. Это не только место, где люди общаются, или же формируются контактные группы по интересам, но здесь также воссоздаются связи на уровне Армения-Диаспора. Это уже и площадки, где активно воспринимают и создают контент политики, журналисты и все те, кого можно назвать людьми, формирующими общественное мнение. Можно, конечно, обсуждать, что более влиятельно и в каких областях - блоги или Facebook, Youtube или Одноклассники. Но факт в том, что уровень влияния блогосферы мы сами порой не осознаем. Например, уровень воздействия социальных сетей на контент, формируемый сегодняшними армянскими СМИ, мне кажется, даже несколько зашкаливает.

ИА REGNUM: На ваш взгляд, в какой степени могут воздействовать социальные медиа на процесс выборов, и в состоянии ли власть проконтролировать деятельность блогеров - как в предвыборной борьбе, так и непосредственно в процессе самих выборов?

Контролировать всех блогеров, даже при сильном желании, ни одна власть не в состоянии. В сети есть множество инструкций по анонимному и безопасному ведению блоггинга. Так что при желании можно нервировать любую власть, не беспокоясь за свою безопасность. Тем более в Армении, где не зафиксировано случаев прямого и откровенного давления, по крайней мере, мне о подобном ничего не известно. А социальные медиа, безусловно, будут иметь свое воздействие на выборы. Формируемый в Армении институт гражданской журналистики уже является хорошим иммунитетом для потенциальных нарушений в процессе выборов.

ИА REGNUM: Возможен ли в Армении сценарий так называемой "арабской весны" - в состоянии ли соцсети сыграть решающую роль в формировании "критической массы" и "часа Х"?

Мне кажется, роль соцмедиа в "арабской весне" сильно преувеличена. Особенно с учетом того, что там мы имеем дело с обществом намного более безграмотным, чем в Армении. Для крутых революционных процессов нужны реальные крутые люди - соцсети могут им только помочь. В любом случае, на сегодняшний день я таких настроений не вижу - иными словами, они есть, но до критической массы не доходят.

ИА REGNUM: Как формируются в Армении взаимоотношения традиционных СМИ и социальных медиа? Кто выигрывает в этой конкурентной борьбе, и чем это "грозит" обществу?

Конкуренция в этой области была года полтора - два назад. Потом дело дошло до симбиоза - традиционные СМИ быстро сориентировались и стали пользоваться возможностями социальных медиа. Кто не успел сориентироваться - резко ушел вниз. Сегодня наиболее серьезная угроза для общества - это слишком легкая инфильтрация бессмысленной, а часто и ложной информации из соцсетей в СМИ. С учетом погони прессы за оперативностью и при наличии малого профессионализма большинства журналистов и редакторов, дело доходит до того, что медиаполе захламляется огромным количеством непроверенной информации. Одним словом, многие наши СМИ стали болеть формой приобретенного иммунодефицита - когда вирусы дезинформации спокойно проникают в медиаполе. Как лечить этот тип "СПИДа" - большой, но очень важный вопрос.

ИА REGNUM: Какие адаптационные механизмы могут здесь применяться - в связи с неконтролируемым ростом социальных сетей и возникающими негативными тенденциями?

Естественно, угроз для общества огромное количество. Начиная с тех, о которых говорилось выше и заканчивая психологическим здоровьем подрастающего поколения. В сети количество отвратительного контента, доступного детям, просто ужасает. В данном вопросе довольно сложно найти действенные решения, но необходимо подходить к проблеме комплексно. А самое главное - это образование.

ИА REGNUM: Существует ли цензура, либо самоцензура в социальных сетях, и каким образом можно оценить качество предоставленной информации? В связи с этим существуют ли некие общепринятые этические критерии в среде блогеров - неписанные законы, "черные списки" и т.д.?

Цензуры в соцсетях Армении нет. Любой, кто войдет в Интернет, может убедиться в большом количестве негативного контента, направленного на представителей государства и госструктур. Возможно, что во всем этом есть и перебор, но это уже другой вопрос. Что же касается этики, то несколько лет назад в среде армянских блогеров существовали определенные негласные этические нормы. Однако это был период, когда сообщество блогеров ограничивалось несколькими десятками, ну, может, сотней участников. Сегодня же, когда человек, даже еще не прочитав ни одной книги и плохо разбираясь в грамматике, может встать на виртуальную табуретку и вещать про все и вся - очень трудно говорить о каких-либо нормах. Одним словом - мне кажется их нет.

ИА REGNUM: Насколько независимы национальные СМИ и блогосфера от политических и финансовых структур, государства? Возможна ли независимость СМИ в условиях экономического кризиса?

Независимость СМИ я бы отделил от независимости блогеров. Для блогера, чтобы оставаться независимым, ничего особенного и делать не надо - просто оставаться таковым. А вот для СМИ, которые нуждаются в определенном финансировании, дабы оставаться независимыми - дела обстоят намного хуже. В этом плане, мне кажется, в Армении крайне мало возможностей, а СМИ как независимая бизнес-модель в нашей стране - слаборазвитая структура.

Беседовал Валерий Гаспарян