Государство поделится собственностью с бизнесом, если тот увеличит инвестиции: экономист о статье Путина

Москва, 30 января 2012, 15:55 — REGNUM  

"Нам нужна новая экономика", полагает премьер-министр РФ Владимир Путин. Таков заголовок его статьи, опубликованной 30 января в газете "Ведомости". По ряду моментов, отмеченных Путиным, свою точку зрения корреспонденту ИА REGNUM высказал главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин.

REGNUM: Насколько перспективным Вы считаете объявленный Путиным план по превращению части госкорпораций в публичные компании с продажей их акций?

Фактически в статье говорится, что наиболее вероятный глава государства на период ближайших 6 лет "считает возможным" снизить долю государства "в некоторых сырьевых и завершить процесс выхода из капитала крупных несырьевых компаний, которые не относятся к естественным монополиям и оборонному комплексу". То есть, что касается перспектив приватизации, речь идет о возможном варианте развития событий, то есть о варианте с оценочной вероятностью более 50%. Никаких конкретных параметров плана приватизации в комментариях премьер-министра В. Путина не задается. Фактически дается только указание на то, что вне зависимости от идеологических предпочтений, в случае, если частный бизнес будет готов на увеличение инвестиций и проведение политики характерной для "добросовестных инвесторов", государство готово делиться с ним собственностью. Нужна в свою очередь реакция бизнеса на такие предложения государства, а для её оформления потребуется время.

REGNUM: От чего будет зависеть спрос на их акции на открытом рынке?

Спрос на акции зависит от большого объема макроэкономических, политических финансовых факторов, к ним сейчас добавился фактор рисков, связанный с происходящей и необходимой в современных условиях в РФ, в развитых странах, тенденцией спонсируемого государством изменения психологии бизнеса. Это изменение связано со сменой инвестиционных приоритетов инвесторов, снижением требуемого уровня дохода при увеличении сроков вложений средств. Фактически речь идет о создании "нового капиталиста". В отсутствие прецедентов дать четкие сроки, когда будет достигнут прогресс в данном процессе нельзя. Но процесс идет, его медленное развитие создает риски для всей капиталистической модели хозяйствования, параллельно усиливаются риски для развитых стран со стороны экспансии стран развивающихся. В этих странах смешанная экономика это базовый вариант развития национального хозяйства, в них нет, соответственно, идеологических сложностей, характерных для западной модели развития и тормозящих её рост. На этом фоне, западные экономики, российская экономика, как принявшая западный путь развития, не могут "взять паузу", "перезапустить" процесс экономической перестройки, соответственно, ближайшие годы, это период активного, поощряемого государством инвестиционного спроса в экономике, несмотря на возрастающие долгосрочные инфляционные риски. Эта ситуация создает потенциально высокий спрос на те активы, которые могут быть предложены инвесторам в ближайшие годы в ходе дополнительной приватизации в РФ в случае её проведения.

REGNUM: В качестве одной из мер, необходимых для выполнения государством своих долгосорочных бюджетных обязательств, Путин назвал "сбалансированную пенсионную систему", которая "снизит уровень трансфертов из бюджета в Пенсионный фонд" - за счет чего и в какой мере реально можно снизить этот уровень в ближайшее время?

Одно из наиболее радикальных и быстро осуществимых предложений в данном случае - полностью отказаться от накопительной системы. Предполагается, что накопительная пенсионная система ведет к росту инвестиций в реальный сектор экономики, становясь в нем третье инвестиционной силой помимо частных и государственных прямых инвесторов. Но для получения такой системы надо создать в экономике благоприятный инвестиционный климат в широком спектре отраслей. Для этого изначально нужны весьма крупные государственные, частные инвестиции в модернизацию производства. На данном этапе, инвестиции в рамках накопительной системы носят либо чрезмерно консервативный, либо чрезмерно рискованный характер. Вдобавок период формирования устойчивой относительно самодостаточной накопительной пенсионной системы составляет, несколько десятков лет. Как альтернатива, увеличение в портфеле доли высоко рискованных инструментов будет стимулировать фонды к увеличению рисков. Как показал кризис, за риски фондов платят их пайщики и государственный бюджет. Базой для пенсионной системы, особенно в период структурной перестройки мировой экономики, должна быть более стабильная, надежная и "дешевая" распределительная система.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.