Нынешний год выдался для русской общины Латвии юбилейным. Предмет юбилея - двухсотлетие изгнания войск французского императора Наполеона Бонапарта из пределов Российской империи. А поскольку в свое время наполеоновское "нашествие двунадесяти языков" глубоко задело и территорию тогдашней Лифляндии, то и его отражение стало серьезным историческим событием, отблеск которого лег на два века вперед.

Двести лет назад

...Июнь 1812 года. Перейдя со своим гигантским войском западные рубежи Российской империи, Наполеон выделяет для наступления на северном направлении 10-й корпус маршала Макдональда, состоявший из 32 тысяч солдат - французов, пруссаков и иных немцев. Первоначальной целью Макдональда было взятие Риги. После этого, соединившись со 2-м корпусом маршала Удино (28 тысяч человек), он должен был двинуться на Петербург.

С самого начала наступление Макдональда и Удино пошло не так гладко, как изначально предполагалось. Сначала захватчики потеряли драгоценные несколько недель и понесли большие потери, безуспешно пытаясь взять недостроенную Динабургскую крепость (ныне г. Даугавпилс) - а когда они повторили попытку, выяснилось, что русское командование предпочло отвести войска на более надежные оборонительные рубежи.

Эта неудача не была единственной. Когда Макдональд подступил к рижским укреплениям, быстро выяснилось, что он не может взять их, не обладая тяжелой осадной артиллерией - но ее он так и не дождался. Военный губернатор Риги Эссен сжёг предместья и заперся в городе с сильным гарнизоном. Стараясь поддержать Удино, Макдональд занял оставленный русскими войсками Динабург и на этом фактически был вынужден прекратить активные действия.

В свою очередь, Удино, заняв Полоцк, решил обойти с севера русский корпус генерала Витгенштейна и отрезать его от тыла. Опасаясь соединения Удино с Макдональдом, Витгенштейн атаковал не ожидавший нападения и ослабленный маршем корпус Удино и отбросил его обратно к Полоцку. В этих битвах повсеместно гремело имя одного из знаменитейших русских воинов того времени - генерал-майора Якова Петровича Кульнева. Уже 2 июля он переправился с двумя полками и артиллерийской ротой через Двину. Там он застал врасплох два французских полка и наголову разбил их, пленив, между прочим, не менее двухсот человек вместе с их генералом Сен-Женье. 13 июля храбрый генерал-майор вновь рассеял несколько французских отрядов, взяв в плен уже 432 человека. 17 и 19 июля Кульнев дважды разбил захватчиков у деревни Клястицы, а затем, преследуя неприятеля, переправился через Дриссу. Увы, 22 июля в очередном бою Кульнев был смертельно ранен ядром в тот момент, когда, стоя у пушки, командовал артиллеристами, прикрывающими отход русских войск. Мистическое совпадение: Кульнев погиб практически там же, где родился, недалеко от деревни Клястицы Витебской губернии. Ныне его прах захоронен в церкви на территории его бывшего поместья - неподалеку от современного Резекне...

По итогам всех этих сражений наступление "Великой армии" на северном направлении фактически забуксовало и не принесло дальнейших плодов. А спустя полгода иноземцы уже бежали из Лифляндии - в духе общей картины бегства наполеоновских войск из России.

Инициативная группа

...С самого начала было понятно, что современная русская община Латвии будет отмечать столь круглую годовщину этих событий. В свою очередь, вопрос о необходимости координации деятельности различных общественных организаций при праздновании двухсотлетнего юбилея давно витал в воздухе. Решив, что необходимо ограничить бесконечные разговоры и приступить к конкретным действиям, инициативная группа наметила план подготовки праздничных мероприятий.

Состоящая в рядах этой группы юрист Елена Бачинская рассказала ИА REGNUM о том, как начиналась предюбилейная деятельность: "Вплотную мы начали заниматься этим вопросом еще с августа прошлого года. В частности, 30-го мы встретились очень представительным составом в Русском центре Международной Балтийской академии. Историк Олег Пухляк прочитал доклад о необходимости изучения и популяризации событий Отечественной войны 1812 года в Латвии. Его поддержали Эрик Жагарс, Александр Ржавин и Александр Малнач. В свою очередь, редакторы журнала Baltfort Юрий Мелконов и Светлана Данилина рассказали о публикациях, посвященных теме 1812 года. Тема получила продолжение в выступлениях Натальи Севидовой, Оксаны Дементьевой, Яниса Лочмелиса, Александра Гапоненко, Игоря Ватолина и Георга Рошманиса. В итоге, собравшиеся сошлись на том, что 30 августа можно считать днём, в который были заложены основы юбилейного комитета. Однако споры вызвало то, каким должен быть этот комитет - просто ли собранием различных энтузиастов и общественных организаций, либо жесткой структурой со своими руководителями-координаторами? В результате, подавляющее большинство присутствующих высказалось за максимально демократические основы юбилейного комитета и ненужность "свадебных генералов". Такое решение очень благотворно сказалось на дальнейшей работе".

15 сентября 2011 года участники юбилейного комитета приняли участие в круглом столе, инициатором создания которого выступил журналист и историк Игорь Ватолин. Данная встреча была приурочена к дате, в которую много лет назад на рижской Замковой площади была открыта мемориальная колонна в честь победы над Наполеоном. Некоторыми инициаторами встречи снова был поднят вопрос о необходимости одного-двух координаторов, стоящих над другими участниками юбилейного комитета. И вновь большинство собравшихся отвергли эту идею.

К могиле Меркеля

4 октября 2010 года представителями общественной организации "Наше наследие" во главе с ее главой Еленой Бачинской был организован выезд на место, где ныне хранится гранитная тумба, в свое время служившая подножием Колонны победы. В настоящее время эта Колонна - кстати, являющаяся самым старым памятником не только в Риге, но и вообще в Латвии - валяется в непотребном состоянии около городского крематория. Против ее восстановления возражают некоторые представители городской общественности, обосновывающие это своим нежеланием созерцать "великодержавно-шовинистический монумент". В свою очередь, членами "Нашего наследия" была проведена примерная оценка состояния тумбы на предмет возможности монтажа на ней ствола колонны - в прежнем аутентичном виде. В тот же день инициативная группа выехала в Катлакалнс, где посетила могилу известного латышского просветителя Гарлиба Меркеля, до сих пор крайне чтимого в Латвии. Во время войны 1812 года Меркель занял однозначную патриотическую позицию и выступил с антинаполеоновскими прокламациями. После начала наступления на Ригу он перебрался в Дерпт (совр. Тарту), где совместно с профессорами тамошнего университета А.Кайсаровым и Ф.Рамбахом организовал первую в России армейскую газету. Назначенный в это же время в Ригу генерал-губернатором маркиз Паулуччи решил привлеь Меркеля к более активной пропагандистской работе. Меркель был вызван в Ригу, и позже сам описал свою встречу с генерал-губернатором. "Я желал, - сказал Паулуччи,- чтобы Вы писали не только то, что может ободрять местных жителей, но и то, что извне будет действовать на пруссаков и сделает их нашими друзьями". После этой беседы началось издание журнала "Зритель", каждый номер которого доставлялся к прусским передовым постам. Журнал содержал красочные подробности побед русского оружия и поражений французских войск, рассказывал о притеснениях, устраиваемых французами в Германии, о давних традициях русско-немецкой дружбы. По признанию Паулуччи, Меркель оказал ему больше услуг, чем армейский корпус в двадцать тысяч человек. Ведь издание его журнала, в итоге, способствовало конечному выходу 26-тысячного прусского корпуса из военных действий и заключению Таурогенской конвенции, выведшей Пруссию из войны.

Также участники поездки к могиле Меркеля (Е. Бачинская, А. Ржавин и О. Пухляк) посетили могилы русских воинов в Катлакалнсе, павших в Первой мировой и Великой Отечественной войнах.

Помимо этого, организация "Наше наследие" заложила первые кирпичики в фундамент международного сотрудничества в праздновании победы 1812 года. В октябре ею были разосланы письма в Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, Научно-исследовательский Музей Российской Академии Художеств. Все вышеупомянутые учреждения прислали ответы с выражением благодарности за осуществляемую работу и готовности к помощи. Готовность к сотрудничеству и поддержку в инициативе восстановления в Риге Колонны победы 1812 года выразил также государственный музей "Эрмитаж". Представители этого музея особо отметили, что празднование победы в войне с Наполеоном, поработившим в свое время много государств, имеет общеевропейское значение.

11 октября О.Пухляк совместно депутатом XI Сейма Еленой Лазаревой совершили поездку в Даугавпилс, где провели встречи с учащимися и преподавателями местного Русского лицея и 3-й городской средней школы. Они рассказали им о событиях, разворачивавшихся под Динабургской крепостью в 1812 году. В подарок школьным библитотекам были оставлены книги О.Пухляка "Славянская история Латвии" и экземпляры журнала Baltfort. В тот же день О.Пухляк встретился с первым вице-мэром Даугавпилса Виталием Азаревичем, поведал ему о планах юбилейного комитета на ближайшее время и высказал надежду на удачную координацию совместных действий между энтузиастами-историками из Даугавпилса и Риги.

5-го ноября при содействии главы Латвийской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (ЛАПРЯЛ) Елены Бердниковой О.Пухляк прочитал лекции о героических страницах истории городской Крепости - для группы учителей из разных школ Даугавпилса. Тогда же была проведена деловая встреча с обсуждением планов сотрудничества с координатором проектов Русского культурного центра Даугавпилса Вячеславом Лебедевым.

Двухсотлетний юбилей как повод к расколу?

Много осенних дней Елена Бачинская потратила на сбор филокартического материала, свидетельствующего о рижской Колонне победы. Немалую помощь в данных поисках оказали историк Эрик Жагарс, коллекционеры-краеведы Илья Дименштейн и Волдемар Эйхенбаум. Большим подспорьем в проведении юбилейных мероприятий стало получение из Петербургской центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского факсимильного воспроизведения так называемой "Теребеневской азбуки" - знаменитого издания "Подарок детям в память о событиях 1812 года". Его создатель скульптор И. И. Теребенев (1780-1815) когда-то завоевал всенародную славу своими графическими листами на темы войны 1812 года. Из картинок его "Азбуки", каждая стихотворная подпись к рисункам которой начиналась с одной из букв русского алфавита, дети узнавали о многочисленных примерах героизма и самоотверженности.

Начало 2012 года участники юбилейного комитета встретили выпуском цветного 24-страничного буклета-календаря "Герои 1812 года - наши земляки". Непосредственно заслуга подготовки этого календаря принадлежит Пушкинскому обществу Латвии, возглавляемому Светланой Видякиной. Одновременно рижская газета "Вести Сегодня" выпустила цикл материалов о событиях Отечественной войны за авторством Константина Гайворонского.

21 января в книжном магазине Polaris торгового центра Domina прошла презентация книги Олега Пухляка "Действия русского и английского флотов под Ригой в 1812 году". Книга была выпущена при материальной поддержке депутата XI Сейма Игоря Мельникова. Наконец, 26-го января участники юбилейного комитета собрались в помещении Русского общества Латвии. В ходе прозвучавших выступлений были подведены итоги уже сделанной работы, проанализированы удачи и неудачи, озвучены ближайшие планы на будущее. Среди них - проведение лекториев по истории событий 1812 года в разных городах Латвии, официальная презентация календаря, изданного Пушкинским обществом и подготовленная обществом "Наше наследие" выставка, рассказывающая о Колонне победы, и ряд других мероприятий. Все это предполагается провести уже в феврале.

Днем позже в рижском Доме Москвы открылась выставка, созданная рижским историком и краеведом Феликсом Талбергом в честь юбилея генерал-фельдмаршала Барклая-де-Толли, знаменитого русского генерала 1812 года - под знаменательным названием "Барклаю - 250". Уже сейчас можно констатировать, что деятельность юбилейного комитета вызвала большой общественный резонанс и спровоцировала ряд откликов - не всегда, кстати, положительных. Так, профессор Латвийского Университета, социолог Бригита Зепа заявила, что празднование двухсотлетия победы над Наполеоном - это очередный "повод к расколу" общества. Обоснование было выдвинуто немудреное: "Потому что для латышей, что наполеоновская армия, что российская - обе были оккупационными. И более того, если сравнивать тогдашний уровень развития Франции и России, то французы несли нам прогрессивные влияния - Россия была гораздо более отсталой страной". В ответ некоторые русские историки разъяснили нелепость тезиса о "российской оккупационной армии" - поскольку латышское государство, как таковое, появилось лишь спустя сто с лишним лет.

Так или иначе, но культурно-просветительные мероприятия, приуроченные к нынешнему юбилейному году, уже привлекли многих русских латвийцев, побудили в них интерес не только к Отечественной войне, но и к своим историческим корням вообще - в чем несомненная заслуга всех тех энтузиастов, кто приложил руку к этим мероприятиям.