"Соблюдение условий европейской Энергетической хартии невыгодно Украине из-за того, что в данном соглашении не участвует Россия", - заявил сегодня, 27 января, в интервью корреспонденту ИА REGNUM украинский экономист Алексей Комаров.

"Для Украины европейская Энергетическая хартия - это интеграционная часть соглашения о зоне свободной торговли с Евросоюзом, и выполнение ее условий - неотъемлемое условие образования ЗСТ. Каким образом хартия нарушает энергетические права Украины - вопрос другой, и почему так решил украинский президент Виктор Янукович - тоже вопрос другой. Видимо, готовится сделка по передаче украинской газотранспортной системы российскому "Газпрому", поэтому в аппарате президента находят неудобным одновременное соблюдение условий хартии и сделку с Россией", - отметил Комаров.

"О выгодности или невыгодности хартии для Украины: если бы Украина была как Румыния, то есть, потребляла бы гораздо меньше природного газа и нефти, а также сама их в должном количестве добывала, то хартия была бы Украине выгодна. Ведь выгодна же она для Румынии. В данной ситуации выгода Украины сомнительная: согласно хартии, наша страна обязана транспортировать газ в Европу, но не может обеспечить транзит газа из Средней Азии для собственных нужд, поскольку Россия хартию не подписала. То есть, если, к примеру, польская компания заключает договор с Украиной и начинает на ее территории добывать газ, то, согласно хартии, она имеет право этот газ транспортировать на свою территорию. Если же Украина заключает аналогичный контракт с Туркменией или Азербайджаном, то транспортировать его через Россию она права не имеет - Россия не является подписантом энергетической хартии. В ситуации, когда кто-то открыт, а кто-то закрыт, первый находится в уязвимом положении. Таким образом, Европе настоящая ситуация выгодна, России - тоже, а Украина сейчас находится на грани, за которой участие в европейском энергетическом сообществе становится невыгодным", - продолжил экономист.

"А что касается создания газотранспортного консорциума с Россией и объявления тендера на оценку стоимости украинской ГТС, то оценивать нужно не себестоимость трубы и насосов, а - стоимость самого принципа транзита российского газа через Украину. То есть, стоимость российского газопровода "Южный поток", плюс - украинских подземных газохранилищ. Эти сооружения поистине уникальны, именно они составляют основную ценность ГТС Украины. Вряд ли Россия сможет в скором времени построить нечто подобное. В то время, как сама по себе украинская труба сверх большой ценности не имеет: цифра в четыре миллиарда долларов, озвученная "Газпромом", как раз приблизительно и составляет ее истинную цену", - заявил Алексей Комаров.