На официальном сайте госкорпорации "Росатом" размещена выписка из годовой программы закупок (ГПЗ) структурных подразделений, подведомственных предприятий и организаций Росатома на 2012 год. В опубликованной части ГПЗ показаны только открытые закупочные процедуры, которые организации атомной отрасли будут проводить с помощью конкурентных процедур. Согласно выписке, в 2012 году Росатом планирует провести 34 тысячи открытых конкурентных процедур на сумму 362,6 млрд руб. В программу будут вноситься корректировки, вызванные принятием решений о реализации новых проектов. В 2011 году было проведено и размещено около 34 тысяч открытых конкурентных процедур закупок на сумму около 405,5 млрд руб. Для сравнения - в 2010 году - 24,5 тысячи процедур на сумму 187 млрд руб. т.е. объем заказа отрасли вырос в два раза. Достигнутая экономия от внедрения прозрачной системы закупок в 2010 году составила 19,7 млрд рублей (11% от общего объема открытых закупок), а за 2011 год - 27,5 млрд рублей. Кроме того, в соответствии с поручением председателя правительства РФ Владимира Путина, Росатом первым среди госкорпораций внес в Единый отраслевой стандарт закупок (ЕОСЗ) требование о раскрытии собственников/бенефициаров контрагентов.

"Публикация годовой программы закупок Росатома на 2012 год будет способствовать повышению прозрачности и борьбе с коррупцией, - уверен начальник аналитического отдела ЗАО "ИК "Энергокапитал" Александр Игнатюк. - Безусловно, она призвана создать наиболее прозрачный режим проведения закупок, то есть заранее ознакомить потенциальных партнеров с объемом необходимых закупок и работ. Кроме того, публикация плана закупок помогает экономить. Текущие и потенциальные новые партнеры госкорпорации могут заранее представить себе потребности в работах, услугах и оборудовании, которые планирует закупить госкорпорация, и в соответствии с этим выстроить свой финансовый план, сформировать ценовые предложения в рамках данных закупок, в любом случае, посмотреть на свои возможности и сопоставить их с потребностями госкорпорации. Подобным способом и работает рыночная экономика: все потребности максимально прозрачно обозначены".

"Здесь можно говорить о переходе к биржевому варианту: все ясно, не возникает каких-то неожиданных конкурсов, либо закупок, зато появляется широкий горизонт планирования, - отметил эксперт. - Конечным итогом этого и является непосредственно экономия. Понятно, что когда какой-то конкурс проводится через две недели или два месяца, об этом извещают лишь узкий круг поставщиков. А если о проведении конкурса известно в течение года, например, он запланирован в августе, и об этом оповещается вся общественность, потенциальные партнеры и поставщики, соответственно, появляется больше предложений, они рождают больший уровень конкуренции, а больший уровень конкуренции, в свою очередь, рождает более справедливое ценообразование".

"Кроме того, говоря о повышении прозрачности, стоит упомянуть тот факт, что госкорпорация запросила у всех контрагентов информацию в отношении всей цепочки собственников организаций, включая бенефициаров. Это мера очень действенная и бесспорно направлена на противодействие коррупционным схемам, связанным с недобросовестной конкуренцией, когда при помощи такой информации возможно отследить аффилированные структуры", - полагает Игнатюк.