"Саммит Дмитрий Медведев-Серж Саргсян-Ильхам Алиев в Сочи стал очередным подтверждением того, что Россия продолжает оставаться инициативной стороной в вопросе урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Каких-либо ситуативных изменений в данной проблематике, как мной и предполагалось ранее, не произошло", - заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM член-корреспондент НАН Армении, председатель Академии политических исследований, политолог Александр Манасян, комментируя результаты сочинской встречи президентов России, Армении и Азербайджана.

По его словам, одновременно с укреплением своего статуса специального посредника в решении карабахской проблематики, российская сторона от имени сопредседателей по Минской группе ОБСЕ в ходе аналогичных встреч пытается углубить достигнутые ранее договоренности. В частности, как отметил эксперт, во время сочинского саммита вновь обсуждался вопрос о необходимости проведения расследований по случаям нарушений режима прекращения огня вдоль линии соприкосновения войск. Он посчитал также важным фактом то, что президенты Саргсян и Алиев подтвердили готовность "способствовать дальнейшему налаживанию диалога между представителями интеллигенции, научных и общественных кругов".

По мнению политолога, встреча в Сочи прошла относительно "мирно", в отличие от июньского саммита в Казани, "когда Алиев чуть было не покинул переговорный процесс, а, вернувшись в Баку, устроил военный парад". "На этот раз поведение Алиева существенно отличалось от того, что он продемонстрировал во время казанского саммита. Кажется, глава Азербайджана вел себя сравнительно мягче. Однако в политике как мягкая, так и жесткая позиции очень часто маскируют подлинные намерения", - отметил Манасян. Как он добавил, истинной же целью Азербайджана является дальнейшая милитаризация и получение военного превосходства в регионе, подтверждениями чего служат, например, непрекращающаяся военная риторика, снайперская война, строительство стены вдоль линии соприкосновения войск и т.д.

Вместе с тем председатель Академии политических исследований указал, что Азербайджан в течение переговорного процесса достиг определенных успехов, которые, в первую очередь, обусловлены упущениями армянской стороны. "За последние 20 лет Баку, скажем так, создал образ жертвы в своем собственном лице, тогда как подлинной жертвой и настоящим "образом конфликта" является армянство Азербайджанской ССР, изгнанное из мест проживания. Однако в документах переговорного процесса нет и малейшего упоминания об этом, что и является серьезным упущением армянской дипломатии. И наконец, трехсторонний формат переговоров практически расколот и состоит их двух этапов. Фактически лицом к лицу встречаются президенты Армении и Азербайджана - вне непосредственного участия руководства Нагорно-Карабахской республики", - подчеркнул Манасян.

При этом он отметил, что сразу же после переговоров Саргсян - Алиев сопредседатели Минской группы ОБСЕ в обязательном порядке отправляются в Степанакерт, чтобы проинформировать карабахское руководство о результатах встречи. "По крайней мере, мы имеем право и должны утверждать, что Баку боится встречаться со Степанакертом лицом к лицу, но почему-то предпочитаем об этом промолчать. Вот в чем суть", - пояснил политолог. Он также призвал призвал не только провозгласить 2012 - годом изменения "образа конфликта", но и добиться реальных результатов по внесению в повестку переговорного процесса проблему армянства Азербайджана.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM о том, насколько случайным можно считать совпадение по дате проведения саммита в Сочи и начала слушаний в Сенате законопроекта о криминализации геноцида армян, Манасян сказал, что чисто символически это именно так и воспринимается.

"Однако, если речь идет о заранее спланированной акции, то факты, подтверждающие эту версию, вряд ли удастся обнаружить - тайна так и останется в кабинетах МИД России. Как бы то ни было, но главное то, что результат данного "совпадения" носит исключительно позитивный характер", - отметил политолог.

Он также добавил, что решение об обсуждении законопроекта в верхней палате парламента Франции, в данном случае, логически продолжало цепочку ранее предпринятых действий. "В этом процессе можно отметить лишь одну интересную и непредусмотренную деталь. А именно, слушания в Сенате планировалось провести в марте, но фактически они были назначены на 23 января. Конечно же, все это получило свою документальную, скажем так, мотивацию, но факт остается фактом", - особо отметил Манасян. Как он указал при этом, комментарии по этому поводу в СМИ прозвучали диаметрально противоположные - сторонники президента Саркози утверждали о нежелании того, чтобы в самый канун выборной кампании обсуждение воспринималось бы PR-акцией, тогда как их оппоненты утверждали обратное.

Член-корреспондент НАН Армении высказал опасение, что в дальнейшем проблема геноцида армян может стать в руках третьих стран инструментом решения своих вопросов с Турцией. "Мы не должны лишь с восторгом приветствовать процессы, связанные с геноцидом армян. В данном вопросе Армения должна проявлять политическую осторожность и бдительность, и именно с этих позиций оценивать развитие аналогичных событий, поскольку при достижении собственных целей третьи страны могут использовать нашу трагедию в нежелательном для нас контексте, или же с нежелательными для нас последствиями. Разумеется, это ни в коей мере не относится к Франции", - заключил Манасян.