Провозглашенный в статье Владимира Путина "Россия: национальный вопрос" принцип национальной политики: "Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности" и идея о необходимости учреждении коллегиального органа взаимодействующего непосредственно с президентом вызвали в Карачаево-Черкесии различные оценки применительно к региональным реалиям.

В беседе с корреспондентом ИА REGNUM заведующий кафедрой отечественной истории Карачаево-Черкесского госуниверситета, доктор исторических наук Рустам Бегеулов отмечает: "Принцип [примата государственных законов над различными этническими и конфессиональными особенностями, при максимальном учете этих особенностей. - ред.] хорош, также как и озвученная там же идея гражданского патриотизма".

"Но что касается нашей республики, то на сегодняшний день у нас он не работает. В нашей республике до сих пор все построено именно по национальному и клановому принципу. Даже официальные представители власти озвучивают с трибун фразы типа: "на благо всех народов нашей республики", "он был (или есть) достойным сыном такого-то народа" и т.п., мало задумываясь об их ущербности. Никто не скажет "на благо жителей нашей республики" и т.п. Изменить ситуацию можно, но для этого надо строить в республике не кланово-паразитарную экономику, а реально рыночную, с развитой конкуренцией и т.п., вести продуманную, действенную пропаганду по гармонизации сферы межнациональных отношений и развитию чувства гражданственности, прежде всего, через СМИ, учебные и научные организации, неукоснительно соблюдать законы, когда их исполнение становится священной обязанностью без всяких отговорок", - считает Бегеулов.

В тоже время он скептически относится к предложению о создании органа, ответственного за межэтнические отношения при президенте России. "Честно говоря, для меня лично не совсем пока ясно, как можно сформировать такой реально действующий и полезный коллегиальный орган при президенте. Главный вопрос - как его формировать? В статье Путина прозвучало, что в обсуждении национальной политики должны участвовать "национальные, общественные объединения". Мысль интересная, но, на мой взгляд, если в такую организацию автоматически включить представителей различных общественных и национальных организаций, ничего хорошего из этого не выйдет. Каждый будет тянуть одеяло на себя. На большее, к сожалению, подавляющая часть наших организаций не способна. В нашей республике это особенно рельефно проявлялось и не раз... Даже если привлечь представителей научных кругов, напрямую отвечающих за исследования в рамках межэтнической сферы, тоже, думаю, мало что действенного может получиться. Вспоминаю, как в дни празднования так называемого 450-летия добровольного присоединения народов Адыгеи, КЧР, КБР к России на приеме в институте этнологии и антропологии РАН представителей делегации из северокавказских республик пытались потчевать салом, колбаской, шашлычком из свинины. Если такие ляпы позволял себе институт этнологии и антропологии РАН, то, что можно ожидать от остальных. Так что терзают сомнения по поводу того, нужен ли нам вообще такой орган", - считает Бегеулов.

Лидер общественного движения "Адыге Хасэ", представляющей интересы черкесов Карачаево-Черкесии, Мухаммед Черкесов отмечает: "Провозглашенный Путиным принцип о том, что никакие национальные и религиозные интересы не могут быть выше закона, но в тоже время законы должны учитывать эти интересы, безусловно, правильный". "Но этому принципу не следуют ни в регионах в частности, ни в государстве в целом. Если бы это было так - Путин бы не заострял, наверное, на этом, внимания. Все народы России должны быть равны перед законом. Например, языки народов страны... Попробуйте написать какое-нибудь заявление на родном языке в какой-нибудь государственный орган! Никто не примет от вас такое заявление", - считает Черкесов.

Инструментом решения возникающих проблем межэтнических отношений, по мнению Черкесова, может стать учреждение в федеральном правительстве министерства по делам национальностей. "Почему бы не восстановить Миннац?! Если этот коллегиальный орган не будет организован как орган государственной власти, то какой будет от этого толк? Это должен быть госорган с реальными полномочиями и функциями", - считает Черкесов.

Схожее мнение о необходимости учреждения Миннаца высказывает и исполняющий обязанности ОД "Абаза" Рубин Физиков: "Проблем много! Взять хотя бы проблемы с изучением родных языков. Министерство регионального развития не опускается в эту плоскость. Ему не до этого. Нужно восстанавливать министерство по делам национальностей".

В свою очередь председатель комитета по национальной политике и внешним связям Народного Собрания (парламента) Карачаево-Черкесии Ахмат Эбзеев, касаясь вопроса учреждения специализированного органа, отмечает назревшую актуальность этих мер: "На прошедшем недавно межпарламентском совещании в Чеченской республике мы с коллегами из законодательных собраний СКФО пришли к согласованному мнению о необходимости воссоздания в системе органов федеральной государственной власти специализированного министерства".

"В своей статье же Путин говорит о некоем коллегиальном органе взаимодействующем непосредственно с президентом. И здесь возникает вопрос! Каков будет его набор полномочий? От этого будет зависеть и эффективность. Собственно говоря, не так важно как будет он называться, и в какой форме будет организованна деятельность. Главное чтобы этот коллегиальный орган не превратился в декорации для картинки в новостных выпусках телеканалов", - отметил он.

Парламентарий, комментируя государственную политику в сфере межэтнических отношений в Карачаево-Черкесии, отмечает: "По крайней мере, в нашем регионе, где по законодательству пять субъектообразующих народов, методом проб и ошибок, через постоянное согласование интересов различных этнических групп идет постоянный процесс совершенствования принципов учета этих самых религиозных и национальных особенностей. Естественно, в рамках конституционного поля".

"Не всегда это получается, и достигаемые эффекты могут не удовлетворять различные силы в республике. Но это, повторюсь, процесс постоянный. И для дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере межэтнических отношений требуется и некий специализированный орган для решения возникающих вопросов, при необходимости и на федеральном уровне", - считает Эбзеев.